В знак протеста против репрессивных подходов социально-экономических и политических реформ, проведенных советскими властями в 1920-х и 30-х годах, значительная часть населения республики была вынуждена откочевать в соседние страны, что в конечном итоге переросло в массовый голод. Изучение и превращение данного исторического явления в историческое познание - одна из актуальных тем отечественной истории. Цель исследования - выявить историческое место и особенности феномена откочевок в истории репрессий и превратить его в научное познание. В соответствии с этим решается задача проведения педагогических изысканий по включению результатов исследования в учебную программу. Результаты: проведены анализы по архивным документам и памятным данным, выявлены причины и следствия явления принудительной откочевки, имевшей место на юге Казахстана. Уточнены направления переселения и зоны расселения. Создана архивная база данных, относящаяся к откочевке; были взяты интервью у потомков откочевников, собраны и проанализированы их воспоминания. Для превращения результатов исследования и сделанных выводов в историческое познание сформировано содержание дисциплины по выбору «История откочевки на юге Казахстана в 1920-1930-е годы». Разработана учебная программа. Заключение: Как показали результаты научных и педагогических исследований, доказан не стихийный, а организационный характер вынужденной откочевки, имевшей место в 20-30-е годы прошлого века , как противодействие советским реформам. Были выдвинуты выводы о том, что откочевку можно рассматривать как важный фактор, сохранивший генефон нации.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ОТКОЧЕВКИ И МИГРАЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА В 1920-1930 ГГ.
Опубликован September 2024
31
15
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
политические репрессии, принудительная откочевка , голод, беженцы, методика преподавания истории.
Как цитировать
[1]
Қабыл А.Ә., Хазретәліқызы Р. и Оразхан Н.О. 2024. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ОТКОЧЕВКИ И МИГРАЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА В 1920-1930 ГГ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки. 3, 82 (сен. 2024). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-6017.2024.82.3.021.