В статье проведен анализ сложных и противоречивых условий подготовки педагогических кадров, становления и развития национальных школ в Советском Казахстане в 20-30-е годы ХХ века. Также предметно изучена история становления и особенности развития, процесс обучения и развития Шымкентского педтехникума, внесшего свой вклад в развитие советской системы образования в городе Шымкент, в вопросе подготовки национальных педагогических кадров.
Общими трудностями в организации и проведении учебно-методической работы национальных школ явились плохое и малообеспеченность учебно-методического комплекса и недостаточная учебно-материальная база, и нехватка национальных педагогических кадров в обучении учащихся на родном языке.
В статье авторы указывают на плюсы и минусы советского образования в открытии и становлении национальных учебных заведений Туркестанской АССР в годы после установления советской власти в Казахстане.
Исследователи, опираясь на материалы Государственного архива Туркестанской области, проводят анализ развития учебно-просветительской деятельности в Шымкенте, ее системы образования и опыта обучения, уделяют особое внимание судьбе выдающихся личностей нации, таких как Жусупбек Аймауытов, Сеилбек Усенов, которые работали в педтехникуме, их педагогическим суждениям, плодотворным трудам, которые как правило, хранятся в архивных фондах образовательных учреждений региона того периода.
В качестве важных источников используются также архивные документы о руководителях, педагогах этих учебных заведений из материалов газеты «Ақ жол» – авторитетного периодического издания того же периода в контексте педтехникума города Шымкент, труды национальной интеллигенции по проблемам национальных школ и их решению в 1920-1930-е годы.