В статье подробно проанализированы деятельность и творчество научно-педагогической интеллигенции Алаша и Казахстана. Также автор рассмотрел педагогическое наследие алашской интеллигенции в русле ценности преемственности поколений. Автор акцентировал внимание на том, что путь, который дали деятели Алаша, продолжается в независимом Казахстане.
Анализ взглядов казахской интеллигенции на вопросы образования казахов в первой половине ХХ в. показал, что в школах, которые впервые начали открываться, предусматривалось обучение только русскому языку, в дальнейшем, к началу ХХ в., интеллектуалы должны в обязательном порядке преподавать родной язык в начальных школах до двенадцати - тринадцати лет. В связи с тем, что обучение в школах является проблемой для простого населения, казахские богачи и паломники, местные учреждения собирали средства, помогали казахским детям учиться и получать образование. Небольшое количество школ, в том числе и преподавателей, преподающих на казахском языке, создало серьезные препятствия для обучения и подготовки специалистов. Это связано с тем, что обучение будущих учителей в кратчайшие сроки, на кратких подготовительных курсах, привело к их низкой профессиональной квалификации. В целом, образование в Казахстане рассматривается в трудах казахской интеллигенции, показывает, что они упорно трудились, боролись за светлое будущее своего народа.
Ключевые слова: Алаш, научный, - педагогика, интеллигенция, образование, проблема обучения