В статье анализируется язык сопротивления поэтических произведений жырау XIX века в контексте освободительной борьбы против имперского правления России. Стихотворение Сугира Мырзалыулы (XIX в.), родившееся в связи с введением в жизнь «Правила» 1969-1870 гг., начиная с «Болғанда хан кол, биің арқан» и в текстовый анализ попали произведения Шынияза Шонайулы (XIX в.) «Жаңа низам» и «Стрела из стали».
Это представлено как яркий пример неэтнических русских литературных источников - постколониальной поэтики. На примере этих произведений автор исследует историческую действительность в рамках дискурса постколониального восприятия, анализирует семантическими субтекстами психологическое состояние, отношение населения к «нововведениям», внесенными царским правительством, показывая возможность читать эти стихи и поэмы в двух разных формах. Межтекстовое измерение позволяет связать авторов с темой «зар заман» — периодом скорби в казахской культуре, и утверждать, что постколониализм становится одним из методов, используемых авторами в постсоветском Казахстане.
Цель раскрытия постколониальных аспектов национальной литературы посредством анализа литературных произведений и творчества, возникших в рамках борьбы с колониализмом. Используя постколониальный подход к творчеству поэтов, можно увидеть общую картину события и скрытые стороны этого события. Исследование ссылается на литературно-текстовый анализ языковых аспектов национальной идентичности казахов в период борьбы за свою независимость.