В статье предпринята попытка описать и проанализировать диалектику исторической памяти казахстанского общества на примере урбанистического культурного наследия средневековья и ХХ века. С включением территории Казахстана в юридическое и социокультурное пространство Российской империи начался процесс ревитализации и конструирования историко-культурного наследия, позволивший в советский период продолжить его освоение на качественно ином методологическом уровне, а затем в период после 1991 г. закрепить за ним статус этноисторического богатства, легитимирующего автохтонность, древность и мобилизующий дискурс нациестроительства. Несмотря на то, что наследие городской культуры средневековья было открыто и исследовано сначала учеными Российской империи, а затем и советскими (в т.ч. и главным образом казахстанскими) археологами, в публичном дискурсе, формирующем историческую память казахстанского общества, этот процесс после 1991 года позиционируется как долгожданное освобождение из плена «евроцентристских» представлений о казахах как об извечных кочевниках. Наличие городской культуры представляется в этом мобилизующем дискурсе этничности как конспирологически скрываемый факт, возвращенный казахскому народу только после обретения независимости. В то же время в современном городе Алматы продолжает уходить в неактуальное прошлое урбанистическое наследие советского модернизма: как в архитектуре, так и в других сферах культуры.
Язык
Русский
Как цитировать
[1]
Крупко , И. и Есполова, .Э. 2021. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТИ АЛМАТЫ: УРБАНИСТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки. 3, 66 (май 2021).