ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ОБРЕТЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ОБЩЕСОВЕТСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ КАЗАХОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ 50-60-гг. ХХ в.

Авторы

  • Абылхожин Ж.Б.
  • Крупко И.В.

Ключевые слова:

казахский кинематограф, визуальная антропология, историческая субъектность, национальная идентичность, история Казахстана, преподавание истории Казахстана.

Аннотация

Для исследования темы нами выбраны 2 фильма культового казахстанского режиссера 50-60-х гг. ХХ в. Ш.Айманова «Земля отцов» (драма 1966 г.) и «Наш милый доктор» (комедия 1957 г.), наиболее ярко отражающие процесс формирования, обретения и репрезентации советской идентичности казахов во второй половине ХХ века. Фильм «Земля отцов» содержит в себе континуум рифмующихся сюжетов, главным смыслом которых является вписывание казахской культуры в советский нарратив исторической памяти и обретение общесоветской идентичности. Комедия в жанре музыкального ревю «Наш милый доктор» является казахстанской вариацией на тему «Карнавальная ночь» (1956), воплощая обнадеженное оттепелью, а также заметным ростом народного благосостояния, советское общество накануне «светлого коммунистического завтра». Исследованные фильмы наиболее ярко демонстрируют диалог и диалектику этнической и общесоветской идентичностей, иллюстрируя этнокультурные и идеологические трансформации казахстанского общества во второй половине ХХ века. Оба фильма показывают две стороны одного процесса: если в «Земле отцов» сюжет вписывает этно-социальное, религиозное и традиционное в советское, то в фильме «Наш милый доктор», напротив – советское конкретизируется национальной субъектностью.

Загрузки

Опубликован

2022-09-07

Как цитировать

[1]
Ж.Б., А. и И.В. , К. 2022. ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ОБРЕТЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ОБЩЕСОВЕТСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ КАЗАХОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ 50-60-гг. ХХ в. ВЕСТНИК «Исторические и социально-политические науки». 2, 73 (сен. 2022).