В статье рассматриваются историческое становление, институциональные основы и современные перспективы интеграционных процессов в области образования и науки в рамках сотрудничества между Казахстаном и Организацией тюркских государств (ОТГ). Авторы, опираясь на общие культурно-исторические основания тюркских народов, системно анализируют новые направления в сфере образования и научной кооперации в XXI веке. В статье хронологически и содержательно исследуются важнейшие события и инициативы периода с 1992 по 2023 годы, с научной оценкой роли таких структур, как Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, а также стратегический документ «Тюркский мир – 2040». Кроме того, объектом исследования стали цифровые образовательные платформы и новые формы научного сотрудничества.
Результаты исследования выявили ведущую роль Казахстана как страны-инициатора в процессе интеграции, а также обозначили будущие возможности по формированию общего научно-образовательного пространства на основе конкретных примеров. Статья предлагается как научно-аналитическая база для укрепления интеллектуального сотрудничества между тюркскими государствами. В ходе исследования были применены историко-хронологический, сравнительный, системный и контент-анализ. Эти подходы позволили комплексно раскрыть эволюцию интеграции и определить современные тенденции развития. В заключении подчеркивается интеллектуальное лидерство Казахстана в интеграционных процессах и последовательно показываются перспективы формирования общего научно-образовательного пространства.