В статье проведен сравнительный анализ учебников истории в средних школах Казахстана и Турции в 20-30 годах ХХ века. Также были дифференцированы периоды и предметы изучения истории в средних школах обеих стран. Рассмотрен вклад деятелей Алаша и казахской интеллигенции в изучение истории Казахстана в начале XX века. Анализируется влияние советской власти на формирование учебников истории Казахстана. Предметом исследования является учебник С. Асфендиарова изданная в 1934 году «Очерки истории Казахстана» и изданная в 1930 году книга К. Ататюрка «Основные направления истории Турции». Проведен краткий содержательно-сравнительный анализ первых учебников истории в казахских и турецких средних школах. В ходе исследования были проведены историко-сравнительные, идеографические, количественно-качественные, контент-анализ, структурные и систематические исследовательские работы. В результате исследования произведен сравнительный анализ первых учебников истории для средней школы казахского и турецкого народов начала ХХ века, а также сравнивались различия и сходства в преподавании истории в Казахстане при советской власти и независимой Турецкой Республике. Кроме того, определены причины, по которым учебник С.Асфендиарова «Очерки истории Казахстана» не преподавался в общеобразовательных школах.
ПЕРВЫЙ УЧЕБНИК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВЫХ УЧЕБНИКОВ КАЗАХСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Опубликован April 2024
90
79
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
история Турции, колонизация, идеология, педагогика, история Казахстана, государственность.
Как цитировать
[1]
Мамырбеков А.М., Orazbayeva, Y. и Болатова К.Б. 2024. ПЕРВЫЙ УЧЕБНИК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВЫХ УЧЕБНИКОВ КАЗАХСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки. 79, 3 (апр. 2024). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-6017.2024.80.1.026.