Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped <p>Журнал является научным изданием, предназначенным для публикации основных результатов всех уровней проблем и отраслей современной исторической науки РК, зарубежных исследователей в соответствии с современными требованиями.</p> <p>Учредитель и издатель журнала - Казахский национальный педагогический университет им. Абая.</p> <p>Журнал выходит 4 раза в год. </p> <p><strong>Контакты<br /></strong>По всем вопросам обращайтесь:</p> <p><strong>Кенжебаев Габит Капезұлы</strong> – д.и.н., главный редактор;<br />Тел: +77019627575, <br />Электронная почта: <a href="https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/management/settings/context/mailto:g.kenzhebayev@abaiuniversity.edu.kz">g.kenzhebayev@abaiuniversity.edu.kz</a></p> <p><strong>Оспанова Рысгуль Рамазановна</strong> – к.и.н., доцент, ответственный секретарь, Тел: +7 7013056672, <br />Электронная почта: <a href="https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/management/settings/context/mailto:r.ospanova@abaiuniversity.edu.kz">r.ospanova@abaiuniversity.edu.kz</a></p> ru-RU Tue, 30 Sep 2025 13:33:11 +0600 OJS 3.2.1.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ТУРЦИЯ В ПЛАНАХ ГЕРМАНИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ «БАРБАРОССА» (1941 г.) https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2335 <p>Статья посвящена анализу роли Турции в стратегических планах нацистской Германии в ходе операции «Барбаросса» в 1941 году. Исследование показывает, что Анкара занимала ключевое геополитическое положение на стыке Европы, Азии и Ближнего Востока, контролируя проливы Босфор и Дарданеллы и обладая выходом к кавказским и ближневосточным нефтяным районам. Германия стремилась вовлечь Турцию в антисоветскую коалицию либо обеспечить её дружественный нейтралитет, чтобы разгрузить южный фланг наступления и ограничить британское влияние в регионе. На основе германских дипломатических документов, турецких архивов, мемуаров и современных исследований рассматриваются дипломатические контакты, пропаганда и разведывательная деятельность Рейха, а также реакция турецкого руководства на начало войны. Особое внимание уделено германо-турецкому договору о дружбе от 18 июня 1941 г. и нереализованному плану «Гертруда». Автор приходит к выводу, что политика осторожного нейтралитета Турции, реализованная президентом Исметом Инёню, лишила Германию возможности использовать Анкару как союзника, но позволила Турции укрепить свои позиции в международных отношениях, сохранив суверенитет и избежав вовлечения в мировой конфликт.</p> Кирилл Феферман Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2335 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ИСЛАМИЗАЦИЯ ЧЕРНОГОРИИ НА БАЛКАНАХ В XVI ВЕКЕ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2336 <p>Вопрос распространения ислама на Балканах остаётся исторической проблемой, по которой среди историков до сих пор нет единого мнения. В данной исследовательской статье я рассмотрел, как ислам распространялся в Черногории в результате османской политики в XVI веке. Основываясь в основном на таких официальных османских документах того времени, как <em>Искендерийе Муфассал Дафтары</em> и <em>Мюхимме дефтери</em>, я пришёл к выводу, что ислам изначально распространялся в Черногории через военных и гражданских чиновников, особенно через мусульманских османских солдат, размещённых в черногорских крепостях. Похоже, что ислам в Черногории в основном не распространялся добровольно. Османская администрация, по-видимому, проводила определённую политику, направленную на добровольное принятие ислама местным населением. Османы стремились закрепить ислам, предоставляя новым мусульманам налоговые льготы, должности и титулы, возможность сохранять землю, снижая давление Венеции и католической церкви на местных жителей, переселяя мусульманское население из других регионов и создавая религиозные учреждения, такие как завии и мечети. Несмотря на все эти меры, ислам встретил значительное сопротивление в Черногории, особенно со стороны Венеции и старых местных феодальных семей.</p> Mehmet Akif Erdogru Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2336 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ВОССТАНИЕ 1869 ГОДА: РЕФОРМЫ, КРИЗИС ИМПЕРИИ И ОБРАЗ «МЯТЕЖА» В ПРЕССЕ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2321 <p>Статья посвящена восстанию казахского населения 1869 года в Уральской и Тургайской областях, которое рассматривается как проявление системного кризиса колониальной политики Российской империи. Исследование показывает, что реформы, инициированные метрополией, не только не стабилизировали положение на периферии, но, напротив, усилили напряжённость на степной границе. На основе анализа официальных документов, военной переписки и материалов прессы выявляются причины восстания, формы и уровни сопротивления, а также просчёты в действиях административных структур.</p> <p>Особое внимание уделяется тому, как события интерпретировались в печати, и каким образом имперская власть стремилась контролировать нарратив. Используя методологию «новой имперской истории», постколониальной критики и исторической антропологии, работа выявляет противоречия между центром и периферией, а также показывает восстание не как стихийный бунт, а как осмысленную реакцию на разрушение укоренённого порядка. Это исследование акцентирует внимание на культурных и политических механизмах сопротивления, демонстрируя ограниченность имперской стратегии административного включения степных регионов.</p> <p>Мы используем современные научные подходы, чтобы понять, как эти реформы воспринимались местным населением и почему они вызвали протест. Через газетные статьи и официальные документы мы показываем, как формировался образ восстания в глазах общества и власти. Восстание показано как результат столкновения двух миров – имперского порядка и традиционного кочевого уклада жизни.</p> Калиева Е.Т., Рахимкулов Д. А. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2321 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХОВ В МОНГОЛИИ (вторая половина XIX – начало XX века) https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2239 <p>Цель статьи – провести анализ социально-экономического положения и истории развития традиционного скотоводства казахов Монголии во второй половине XIX – начале XX века. Казахи, обосновавшиеся на восточном склоне Алтая, являются неотъемлемой частью единого казахского мира. Сегодня Монголия входит в число стран, где сосредоточено значительное количество представителей казахской диаспоры. В данной работе особое внимание уделяется историческому анализу социально-экономического положения, особенностей хозяйства и культурного развития казахов Монголии. В отечественной и зарубежной историографии в научных трудах о переселении казахов в Монголию, их социальном и политическом положении указывается, что миграция родов Среднего жуза – керей, найман, уак – продолжалась с конца XIX до начала XX века.</p> <p>Природные условия наиболее компактно заселённых казахами регионов Монголии – Баян-Улгий и Кобдо – способствовали развитию традиционного кочевого и полукочевого скотоводства. Основой социально-экономической жизни казахов Монголии было животноводство, и статистические данные свидетельствуют о росте поголовья скота. Присвоение в 1940 году Баян-Өлгийскому аймаку статуса национального округа положительно сказалось на благосостоянии казахского населения, их быте и сохранении национальных ценностей. Природно-климатические условия Баян-Өлгийского аймака способствовали развитию социально-экономической сферы региона и увеличению численности скота. Баян-Улгий остаётся одним из регионов, где сохранились традиционное хозяйство казахского народа, чистота родного языка, обычаи, традиции и культура в их аутентичном виде. В наши дни казахи Монголии были одними из первых, кто, начиная с обретения независимости Казахстаном, совершили «великую переселенческую» волну на свою историческую родину.</p> Б.Б. Тoкишкaдиpoв, Б.А. Бақытжанова, К.Д. Садыков Copyright (c) 2025 Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы. Тарих және саяси-әлеуметтік ғылымдар сериясы https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2239 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ XX ВЕКА: ОПЫТ И УРОКИ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2347 <p>В статье рассматривается историческая преемственность волонтерской деятельности в Казахстане, а также роль национальной интеллигенции в работе добровольных организаций в 1920-1930-е годы. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся архивные документы, позволяющие выявить особенности просветительской деятельности интеллигенции и её вклад в общественную жизнь. Исследование раскрывает истоки волонтерского движения в Казахстане, специфику его развития в советский период и основные направления работы. Анализируются идеологическая направленность, общественные инициативы и институциональные формы волонтерской деятельности, а также их значение в социально-историческом контексте. Особое внимание уделяется государственной политике как фактору, определявшему соотношение гражданских инициатив и официальной идеологии. Просветительская, благотворительная и культурно-просветительская деятельность интеллигенции рассматривается как вклад в решение социальных проблем, сохранение национальной идентичности и модернизацию общества. Обосновывается ценность их опыта как исторического примера социальных инноваций, актуального для современности. Кроме того, эти организации, занимавшие важное место в социально-культурной и политической жизни казахского общества, внесли значительный вклад в духовное развитие нации, просветительскую деятельность и формирование национального самосознания. Деятельность культурно-просветительских, научных, литературных и благотворительных обществ, созданных по инициативе интеллигенции, рассматривается как исторический опыт, оказавший влияние на развитие современных институтов гражданского общества. Также опыт участия казахской интеллигенции в общественных инициативах представлен как ценность, способная служить уроком в воспитании молодого поколения, укреплении национальной идентичности и повышении социальной ответственности.</p> Ш.Т. Нұрман, Ш.Б. Нурманова Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2347 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА АРКАЛЫК https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2185 <p>Настоящая статья посвящена исследованию процесса образования города Аркалык. Известно, что разработка местных сырьевых ресурсов создала предпосылки образования города Аркалык. Во второй половине XX в. в народнохозяйственном комплексе были востребованы сырьевые ресурсы. При строительстве промышленной и социальной инфраструктуры города использовались новейшие достижения научной и технической мысли. С целью обеспечения Павлодарского алюминиевого завода осуществлялось строительство Тургайского бокситового рудника. Павлодарский алюминиевый завод – первенец алюминиевой промышленности Казахской ССР. Озеленение и благоустройство города изначально проходило в экологически неблагоприятной среде.</p> <p>Развитию всего Тургайского региона способствовал Аркалык. Город обусловил небывалый по размерам масштаб строительства нового промышленного узла. Необходимость строительства города Аркалык было обусловлено тем, что появилась потребность в оборонном ведомстве и промышленном освоении степного края. Всё это способствовало тому, что развитие производственного потенциала определило высокий уровень населения в отраслях тяжелой промышленности. В процентном соотношении– 75%.</p> <p>Аркалык – это город, удалённый от основных очагов городской культуры в специфической зоне, тем самым актуализируется проблема основания города в сложных природно-климатических и ландшафтных условиях. Этим объясняется искусственный характер образования города Аркалык.</p> Шаукенов Ж.А. , Ибраев Е.Е. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2185 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНОКРАДСТВА КАЗАХОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2155 <p>В статье рассматривается проблема конокрадства казахов Западной Сибири середины ХІХ в. в контексте правового поля царского правительства. Особое внимание уделено понятии «конокрадство» и «барымта» в современной исторической науке для выявления отношения царской власти к краже лошадей казахами и применения мер к их пресечению. В рамках ряда национально-освободительных движений в первой половине XIX века отсутствие собственной администрации у казахов Тобылской и Томбинской губерний привело к усилению традиционного конокрадства, которое поддерживалось внутренними казахами с целью не допустить расселения крестьян на сибирские земли. Борьба с конокрадством шла в 50-70 гг. XIX в. и имела свою специфику в регионах, где наблюдались случаи перехода казахов на Новоишимской линии в христианство и в сословие крестьян в целях избегания выселения. В связи с такими проблемами в статье на основе письменных данных и исторических исследований были выявлены причины и последствия усиления конокрадства со стороны казахов, прикочевавших во внутреннюю часть Иртыша.</p> Купенова Г.Ы. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2155 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ В 20-30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ИСТОРИЯ И ПОЗИЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2346 <p>В статье рассматривается проблема детской беспризорности, возникшей в результате голода 20-30-х годов ХХ века. Особое внимание уделяется последствиям политики «военного коммунизма», проводимой в 1921-1922 годах и коллективизации 1930-х годов, приведших к массовому голоду, значительному снижению численности населения и этнического состава казахского народа. Одной из наиболее уязвимых категорий пострадавшего населения стали дети, оставшиеся без попечения родителей. Рост числа беспризорных детей стал одной из острых социальных проблем того времени.</p> <p>В статье анализируются меры, предпринятые государством по профилактике беспризорности: организация детских домов, открытие центров питания и другие формы социальной поддержки. Отмечается, что, несмотря на усилия властей, материальное положение учреждений оставалось крайне тяжёлым. В зданиях не было отопления. Такие проблемы, как нехватка кроватей, одежды и питания, были общими для всех детских домов.</p> <p>В работе детально анализируется существенная роль в решении данных проблем национальных деятелей, активно участвовавших в оказании помощи беспризорным детям; подчеркивается значимость их деятельности в профилактике детской беспризорности, организации опеки государством, компенсации материальных потребностей.</p> А.А. Нурмухамбетов, А.Т. Қайпбаева , Б.П. Жақсымбетов Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2346 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 КОНФЛИКТ ВОКРУГ ЗЕМЛЕОТВОДНЫХ РАБОТ В ТУРГАЙСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2166 <p>В статье рассматривается переселенческая политика Российской империи со второй половины XIX – начало XX вв. в Тургайской области, в особенности сопротивление казахов 1906 года. Данная работа основана на анализе и синтезе архивных материалов, события отражены объективно. Автор акцентирует внимание на динамике переселенческой политики, которые в будущем привели организованному столкновению. Рассмотрение официальных документов военных губернаторов, приказы Министерства внутренних дел, рапорты, отчеты чиновников свидетельствуют об отрицательном положении казахского народа и неэффективности высшего руководства. <br>Исходя из анализа архивных материалов, необходимо отметить, что права казахов подавлялись. Было видно четкая дифференциация населения. В работе проводится сравнительный обзор колонизационного процесса в других волостях Тургайской области. Полученные данные доказывают гипотезу о том, что переселенческая политика носила системный характер и привела к социальному напряжению. Информация из статьи значима для будущих исследований ученых, касаемо земельных вопросов и национально-освободительного сопротивления в Казахстане.</p> Кенбаева А.Б., Абенов Д.К. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2166 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Х.А. АЛПЫСБАЕВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ АРХЕОЛОГИИ КАЗАХСТАНА https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2235 <p>В данной статье освещаются преобразующие вклад Касана Алпысбаева в развитие археологической науки в Казахстане и Центральной Азии, особенно через его новаторские исследования памятников палеолита. Его систематические раскопки и введение в научный оборот ключевых местонахождений, таких как Борьказган и Сулейменсай, переосмыслили региональную доисторическую картину и закрепили Казахстан в более широком археологическом контексте. Используя междисциплинарные методы – стратиграфию, морфологический анализ и топографическое картографирование – Алпысбаев повысил научную строгость и внедрил методологические инновации в палеолитические исследования. В разделе обсуждения подчеркивается его фундаментальная роль в трансформации археологии из периферийного направления в центральную научную дисциплину в Казахстане. Благодаря открытиям, таким как палеолитический отряд Каратау и пещера Ак-Чункур, он значительно углубил понимание ранней истории человечества в Центральной Азии. Разделы результатов и заключения подтверждают его прочное научное наследие: создание национальной археологической школы, наставничество молодых исследователей и укрепление международного авторитета казахстанской археологии. Алпысбаев остается выдающейся фигурой, чье интеллектуальное видение продолжает формировать современные исследования и сохранение культурного наследия.</p> Ospanov E.B. , Satayeva B.E. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2235 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 СРЕДА И РОДСТВЕННИКИ ШАКАРИМА ХАДЖИ (НА ОСНОВЕ ПИСЬМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ВОСПОМИНАНИЙ) https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2194 <p>В статье в качестве объекта исследования были рассмотрены данные и воспоминания о среде, в которой вырос Шакарим хаджи, о его родственниках. В тягостные времена в казахском обществе начала ХХ в. Шакарим хаджи занимался не только творчеством, но и интересовался проблемами общества, увлекался историей, религией, философией, генеалогией. Его богатое наследие, книги и философские мысли стали духовной пищей для интеллигенции начала ХХ в. В становлении таких способностей, качеств Шакарима, несомненно, было влияние его предков, близких родственников, которые были ораторами среди народа. В целях изучения среды, в которой вырос Шакарим, материалы, которые он сам написал, были взяты за основу с последующими исследованиями тоже. Также были изучены устные данные по теме и материалы, хранящиеся в личном фонде профессора А. Исина, для более глубокого понимания среды, в которой вырос Шакарим. Научные поиски, такие как рассмотрение фотографий Шакарима Кудайбердыулы, вещественных данных у колодца, который он раскопал, а также сведения о потомках с помощью исторического сравнительного метода и группировка имен близких, сведений об их жизненном пути, позволили по-новому взглянуть на личность Шакарима с точки зрения родственников.</p> А.Исин, А.Р. Ботабекова, М.Г. Насыров Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2194 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ЖИЗНЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УАЛИ ХАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВЕКОВ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2153 <p>Статья посвящена источниковедческому анализу архивных материалов, касающихся жизни и государственной деятельности Уали хана, важного представителя казахской правящей элиты середины XVIII – начала XIX веков. Основной целью исследования является систематизация источников, относящихся к внешней и внутренней политике Уали хана, а также оценка их достоверности и значимости для изучения политической ситуации того времени. В частности, акцент сделан на архивных документах, хранящихся в архивах Российской Федерации, что позволяет расширить источниковую базу для анализа. В основе исследования лежит работа с архивным документами ИАОО, ГАОрО, РГАДА, РГВИА, РГИА и АВПРИ. После отбора письменных источников на основе их информативной насыщенности и достоверности с применением принципа видовой классификации, выделены две основные группы источников: группа делопроизводственных документов и группа источников личного происхождения.</p> <p>Архивные материалы разделены на несколько типов, что позволяет учитывать различные аспекты исторических процессов и систематизировать документы в зависимости от их типа, цели и содержания. В рамках источниковедческого анализа документов, непосредственно касающиеся деятельности Уали хана, выделены следующие ключевые типы источников: рапорты, предписания, доношения, промемории и личные письма. Данные типы источников являются основой для анализа внешней и внутренней политики Уали хана и предоставляют ценные сведения для более глубокого понимания его дипломатической и административной деятельности, а также влияния на политические процессы в Центральной Азии в конце XVIII – начале XIX века.</p> А.Р. Бейсембаева, Г.А. Абенова Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2153 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАЧАЛО А.Х. МАРГУЛАНА: ВЛИЯНИЕ СЕМИПАЛАТИНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА НА СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2116 <p>Статья «Педагогическое начало А.Х. Маргулана: Влияние Семипалатинского педагогического техникума на становление ученого» исследует ранний период педагогической карьеры А.Х. Маргулана и анализирует, как годы его учебы в Семипалатинском педагогическом техникуме способствовали его развитию как ученого. В статье также рассматривается основные этапы становления педагогического техникума, его цели и задачи.</p> <p>На основе архивных материалов, воспоминаний современников и анализа исторических данных исследование демонстрирует, как уникальные аспекты обучения и педагогической практики техникума оказали значительное влияние на становление А.Х. Маргулана как выдающегося ученого. Кроме того, акцентируется внимание на важности взаимодействия между учащимися и преподавателями, что способствовало формированию творческих подходов в обучении.</p> <p>Помимо этого, освещаются ключевые моменты, которые повлияли на его дальнейшую карьеру и научные достижения. Выводы статьи подчеркивают важность раннего образовательного опыта в формировании научного пути и исследовательской деятельности А.Х. Маргулана, а также влияние Семипалатинского педагогического техникума на развитие педагогической науки в Казахстане.</p> <p>Исследование акцентирует внимание на том, что Семипалатинский педагогический техникум, как образовательное учреждение, сыграл ключевую роль в подготовке квалифицированных педагогических кадров, которые впоследствии внесли значительный вклад в развитие образовательной системы страны и создание новых методик преподавания.</p> Е.К. Абеуова, А.Е. Каримова, Г.Т. Джалдоксимова Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2116 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ТВОРЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕРХАНА МУРТАЗЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНА https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2259 <p>В данной статье исследуется становление и общественная деятельность известного писателя, общественного деятеля Шерхана Муртазы как личности. А также анализировано некоторые письменные произведения Ш. Муртазы. Цели статьи состоит в том, чтобы целостно рассмотреть период жизни и деятельности Ш. Муртазы с обретением независимости нашей страной и в целом углубить его личность. За основу статьи взяты материалы Туркестанского областного общественно-политического исторического архива, материалы Центрального государственного архива Российской Федерации и материалы личного архива Шерхана Муртазы. В ходе написания статьи были использованы методы систематизации, критического анализа, оценки, сравнительно-исторического, логического анализа. Ш. Муртаза является не только свидетелем обеих эпох советского и независимого Казахстана, но и человеком, активно участвовавшим в творческой деятельности как представитель этой двойной эпохи. В этой связи общественному служению Ш. Муртазы необходимо уделить более широкое внимание, особенно в период его депутатской деятельности, в интересах нашей страны, когда наша страна впервые обрела независимость. Контрасты переходного периода в обществе и окружающей его среде, связанные с Муртазой, укрепили личность Ш. Муртазы как борца. Кроме того, поскольку Ш. Муртаза был прежде всего выдающимся писателем-представителем казахской литературы, некоторые его произведения были проанализированы для всестороннего раскрытия его творчества. В статье дана оценка организаторским способностям Ш. Муртазы в литературной деятельности как руководителя, сформированным единой журналистской школой. Также был проведен обзор огромного творческого труда Ш. Муртазы в представлении Турара Рыскулова нашему народу. В статье был проанализирован огромный вклад в общественно-политическую жизнь независимого Казахстана Ш.Муртазы, как общественного деятеля и писателя. Всесторонным широким раскрытием, определена его борцовская личность.</p> Р.Б. Ермаханова, З.О. Дүкенбаева Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2259 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 «МАЛЫЙ ОКТЯБРЬ» В КАЗАХСТАНЕ: СТОЛКНОВЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С РЕАЛЬНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2229 <p>Настоящее исследование посвящено анализу социально-культурных трансформаций в Казахстане в период «Малого Октября» - второй волны советской модернизации 1920-1930-х годов в контексте исторической антропологии. Особое внимание уделяется взаимодействию и конфликту между традиционной казахской национальной идентичностью и модернизационными практиками, осуществленными советским государством по всем направлениям:1) форсированной коллективизации, в том числе разрушение традиционного уклада хозяйства и насильственного оседания; 2) репрессий против байства и традиционной знати (байские семьи, духовенство, традиционные лидеры), что ударило по традиционной структуре казахского общества; 3) форсированной индустриализации; 4) коренизации и культурной революции, что означало разрыв культурной преемственности, нарушение передаваемого из поколения в поколение механизма идентичности, а также насаждение «новой» идентичности - интернациональной, пролетарской, советской. Цель исследования: проанализировать воздействие политики «Малого Октября» на национальную идентичность казахов с позиции историко-антропологического подхода и трансформации национальной идентичности в условиях столкновения с реальностью социалистического строительства. Работа опирается на теоретические рамки исторической антропологии, включая концепции власти, тела, травмы и идентичности, что позволяет выявить глубинные механизмы адаптации и сопротивления в условиях радикального социокультурного перелома. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию процессов кризиса и трансформации казахской идентичности в условиях советской модернизации.</p> Г.К. Асанова, Ж.Н. Калиев Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2229 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРИОДА ТОТАЛИТАРИЗМА: ИСТОРИЯ И УРОКИ (60-70-е ГОДЫ ХХ ВЕКА) https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2170 <p>В статье с исторической точки зрения анализируется национальный вопрос в трудах творческой интеллигенции, в частности, в казахской литературе. Кроме того, рассматриваются особенности развития казахской литературы советского периода и идеологическое влияние на нее. Особое внимание уделяется тому, что метод социалистического реализма стал основным направлением творчества, а произведения интеллигенции адаптировались к служению коммунистической идеологии. В статье отмечается, что, несмотря на написание произведений «в духе времени» с использованием метода социалистического реализма, выдающиеся казахские писатели и ученые затрагивали национальные ценности и указывали на негативное влияние пришлого населения на национальную самобытность. Советская идеология вытесняла национальные ценности в казахской литературе на второй план, поддерживая произведения, пропагандирующие освоение целины и строительство социализма. Тем не менее, в статье подчеркивается, что детская литература того периода сохраняла национальные традиции и играла важную роль в воспитании молодого поколения. В литературе широко использовались казахские устойчивые выражения, пословицы и считалки, что способствовало сохранению национального духа. Автор доказывает, что, несмотря на мощь советской идеологии, казахская литература стремилась сохранить свою национальную самобытность. В статье всесторонне рассматриваются направления литературного творчества того исторического периода и борьба за сохранение национальной литературы.</p> Koskeyeva A.M. , Abisheva Zh.R. , Zulfaidar М.А. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2170 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2298 <p>В статье рассматриваются процессы модернизации и конструирования ценностей в Казахстане в контексте социально-исторического анализа. Исследование базируется на сочетании историко-социального подхода, контент- и интент-анализа стратегических документов, данных массовых опросов (включая World Values Survey), а также кейсового анализа протестных мобилизаций, электоральных кампаний и институциональных реформ. Выявлено, что официальная символическая политика, начиная с середины 1990-х годов, формировала ценностный каркас модернизационного дискурса через триаду «стабильность – развитие – единство», постепенно трансформировавшуюся в более гибридные конструкции с акцентом на инновации и глобальную конкурентоспособность. Результаты анализа показывают, что в обществе сохраняется сложное сочетание традиционных и модернизационных установок, проявляющееся в устойчивости коллективистских практик и одновременно росте постматериалистических ориентаций молодежи. Сравнительный анализ международного опыта (Восточная Азия, Восточная Европа, Центральная Азия) подтвердил ключевую роль согласования универсальных ценностей с локальной культурной спецификой. Делается вывод, что устойчивость модернизационных стратегий в Казахстане зависит от способности интегрировать институциональные реформы с символической политикой и учитывать разнообразие социальных ожиданий.</p> А.Т. Кулсариева Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2298 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА С КОСМОПОЛИТИЗМОМ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1996 <p>В статье рассматривается развитие советской исторической науки и противодействие космополитизму в условиях послевоенных идеологических кампаний. Рассмотрение советской историографии как следствия агрессивного идеологического давления сформировало ограниченное понимание и оказало влияние на профессиональную и личную жизнь отдельных историков. Послевоенный период, особенно период «позднего сталинизма» (1945-1953), был тесно связан формированием советской системы и международным статусом СССР. Цель и задачи исследования. Основная цель статьи - углубленное исследование развития советской исторической науки в послевоенный период и влияния идеологических кампаний на историков и научные исследования. В статье также рассматриваются особенности и ограничения советской исторической науки через анализ сложных социальных и политических факторов в контексте влияния идеологического давления на историографию, науку и культуру, а также изменения исторического дискурса периода «позднего сталинизма» и профессиональной конкуренции среди историков. Результаты. Исследование показало, что изучение методологии, объективности исторической науки и формирование различных точек зрения играют важную роль. Кроме того, исследование позволило выявить особенности и ограничения советской исторической науки, а также понять влияние идеологического давления на развитие исторического знания и научного сообщества.</p> А.Н. Токашева, Д.С. Қожабеков, А.З. Жуманова Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1996 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ВОПРОСЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО ВВЕДЕНИЮ КОМИССАРИАТА ПО ДЕЛАМ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ ПРИ ВРЕМЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2348 <p>Статья посвящена особенностям создания и функционирования института комиссаров Временного правительства, введённого в Туркестанском крае после Февральской революции 1917 года. Основная цель исследования – определить место комиссаров в системе власти региона, их политико-правовой статус и результаты деятельности. Рассматривается работа комиссаров на областном, уездном и участковом уровнях, их роль в реформировании полицейских органов, организации местного самоуправления, а также в подготовке к проведению выборов в Учредительное собрание. Анализируются взаимоотношения комиссаров с общественными организациями. В научный оборот вводятся новые материалы из архивов Казахстана и России. Впервые деятельность института комиссаров в Туркестанском крае рассматривается как самостоятельный объект исследования, проводится всесторонний анализ их политических позиций и практических действий. Научная новизна статьи заключается в систематизации архивных источников, раскрывающих деятельность комиссаров, определении их законодательной и административной практики, а также в критическом переосмыслении прежних историографических представлений. Исследование способствует более глубокому пониманию политической истории Туркестанского края и выявлению особенностей формирования государственных институтов управления в начале ХХ века. Отдельное внимание уделено статусу губернского (областного) комиссара как представителя Временного правительства на местах, осуществлявшего контроль за исполнением постановлений и распоряжений по вопросам самоуправления и местной администрации.</p> Нұрманбетқызы Ж. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2348 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КАЗАХАХ В ТРУДАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XХ ВВ. https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2134 <p>В данной коллективной научной публикации, нами была предпринята попытка системного исследования научно-исследовательской деятельности ряда известных дореволюционных российских исследователей колониального периода конца XIX – начала XXвв. Их вклад в развитие туркестанской научной мысли вполне очевиден и закономерен. В их многочисленных научных трудах, исследуются ключевые и важные аспекты истории и этнографии казахского народа, в частности вопросы, касающиеся хозяйственно-экономической деятельности казахов, их быт и культура, взаимоотношения с соседними народами. На протяжении нескольких лет вышеуказанные исследователи изучали многогранные стороны жизни и деятельности номадов, немалое место в их трудах занимает проблема изучения хозяйственной деятельности кочевых казахов, они уделили пристальное внимание исследованию и характеристике основных пород домашнего скота кочевых казахов. На основе своих личных наблюдений и поездок по казахским степям, ряд известных дореволюционных российских исследователей подготовили и выпустили в свет немало содержательных и интересных трудов, в которых они отразили ключевые и важные аспекты истории и этнографии казахского народа. Безусловно, оставленные ими их богатейшее научное наследие будут и впоследствии изучаться молодыми и перспективными исследователями, и станут национальным достоянием каждого жителя многонационального Казахстана.</p> Бегалиева А.К. , Косанбаев С.К. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2134 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА МОГИЛЬНИКЕ ТАУСАМАЛЫ В 2023 ГОДУ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2010 <p>В статье представлены материалы археологических исследований, проведенных в 2023 году сотрудниками ТОО «Археологическая экспедиция» на кургане №4 могильника Таусамалы. Памятник расположен в Аксуском районе Жетысуской области Республики Казахстан. Исследованный курган находится в северной части могильника и входил в одну группу с исследованным в 2019 году курганом №1, в котором впервые были зафиксированы «кула-жоргинско-пазырыкские» черты погребального обряда. В кургане №4 в колодцеобразной яме зафиксирована конструкция из двух отдельных ящиков, между которыми находилось захоронение лошади. В южном ящике погребенный лежал на боку, головой на северо-восток, в верхнем углу ящика располагался керамический сосуд. В северном ящике, выявлены фрагменты костей человека, которые были сложены в юго-восточном углу ящика. У северной стенки и в северо-восточном углу располагались керамический сосуд и металлическая гривна. Материалы археологических работ 2023 года дополняют уже полученные по памятнику данные и вновь позволяют обратиться к восточноказахстанским аналогиям. Подобный тип погребального обряда зафиксирован в ареале кула-жоргинской культуры. Анализ погребального инвентаря позволяет датировать погребения IV-III вв. до н.э. и этим временем датировать проникновение восточных групп кочевников на территорию Жетысу.</p> А.Умарходжиев, С.Ярыгин, Н.Ильдеряков Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2010 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ РАННИХ КОЧЕВНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2271 <p>В статье рассматриваются теоретические и методологические основы включения звериного стиля ранних кочевников в образовательный процесс. В качестве исследовательских материалов использованы зооморфные изображения из памятников раннего железного века Центральной Азии, музейные коллекции и классические труды. Авторы всесторонне анализирует влияние современных цифровых технологий на систему образования, их преимущества и недостатки, а также описывает возможности и ограничения электронного обучения. Основные аспекты цифровизации образования включают перевод учебных материалов в электронный формат, развитие интерактивной среды, создание новых учебных инструментов и внедрение возможностей искусственного интеллекта. Также рассматриваются актуальные проблемы цифрового обучения: подражание традиционному образованию, слабый контроль качества, низкий уровень интерактивности, недостаточная социализация и сложность передачи неявных знаний. В статье рассматриваются пути повышения конкурентоспособности казахстанского образования в глобальном образовательном пространстве. Особое внимание уделяется необходимости адаптации образовательных учреждений к современным требованиям в условиях цифровой трансформации. Кроме того, подчеркивается, что использование виртуальных музеев, интерактивных карт и проектного обучения при изучении звериного стиля способствует формированию историко-культурного сознания, развитию исследовательских и критических навыков мышления.</p> Касенова А.Д. , Қалыбай М.Ә. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2271 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ТВОРЧЕСТВО САЛ-СЕРИ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРА В КУЛЬТУРЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2138 <p>Все мы знаем, что музыка занимает особое место в культуре казахского народа. Музыка-это не только особый тип мировоззрения казахов, но и тот факт, что она настолько священна в своей функциональности, насколько это возможно, она также стала определенным регулятором общественной жизни.</p> <p>В понимании процесса становления и развития казахстанского общества очень важно дальнейшее развитие национальной культуры, разработка основ ее теоретического, исторического а также культурологического анализа. Определяющей характеристикой любого общества является не только совокупность общественных отношений, но и специфика его духовной культуры. А его основой являются исторические и эстетические категории искусства. В этом смысле театр является эпицентром культуры, синтезирующей различные виды искусства, каждый из которых говорит на определенном языке и обладает уникальными выразительными средствами.</p> <p>Культура и искусство казахского народа сформировались на протяжении веков и получили богатое наследие. Среди этого наследия особое место занимают традиции сал-серы, так как они послужили основой для развития казахского музыкального театра.</p> <p>Мы считаем, что в условиях постоянного кочевничества в творчестве носителей устно-поэтических и музыкальных традиций сформировалось и наиболее полно проявилось казахское театральное искусство. Их творчество стало своеобразной вершиной народного искусства и началом современного театра, в котором были сконцентрированы основные черты казахского театрального искусства.</p> Саркулова С.Д. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2138 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ ТУРЦИИ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2200 <p>В данном исследовании проведён методологический анализ системы преподавания предмета истории в системе среднего образования Турецкой Республики. Особое внимание уделено структуре учебной программы по истории, методам преподавания, используемым учебникам, системе оценки, а также междисциплинарным связям и методическим особенностям. В ходе исследования применялись качественный и содержательный анализ, историко-сравнительный метод и педагогическое наблюдение. Была проведена структурная и содержательная экспертиза учебников «Социальные знания» для 5-7 классов и «История реформ Турецкой Республики и кемализм» для 8 класса, с оценкой их роли в формировании национального и глобального исторического мировоззрения. Метод содержательного анализа был направлен на изучение структуры учебных программ и учебников. Посредством документального анализа были изучены национальные образовательные стандарты и учебные программы Турции. В результате исследования выявлены особенности преподавания предмета истории как неотъемлемой части национальной образовательной программы Турции. Процесс преподавания истории направлен на формирование у учащихся исторической памяти, понимание национальных и общечеловеческих ценностей. Определено, что методы преподавания истории в турецких школах влияют на развитие системы мышления учащихся, проведён научный анализ методических аспектов преподавания истории.</p> Mamyrbekov M.A., Orazbaeva E.E. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2200 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2192 <p><em>Введение. </em>Интерес студента к изучению истории, ориентация на патриотические ценности зависят от многих факторов<em>. </em>Среди них важную роль в приобретении знаний и формировании ценностей играют методы и подходы преподавания истории. <em>Цель статьи - </em>изучить эффективность и особенности использования методов преподавания истории, в том числе «Истории Казахстана» в высших учебных заведениях. В соответствии с этой целью решаются такие важнейшие <em>задачи</em>, как анализ методов преподавания (действий учителя) и обучения (действий ученика), осуществляемых с точки зрения участников образовательного процесса методами преподавания истории, выявление механизмов, позволяющих повысить эффективность. управления деятельностью студентов. <em>Результаты: </em>изучена научно-педагогическая литература по методике преподавания истории, проанализирована воспитательная работа и педагогическая практика по преподаванию истории в школе и вузе, эффективность использования информационных технологий как средства широкого совершенствования процесса преподавания истории, определены особенности методы преподавания истории и предложены эффективные виды педагогических задач. <em>Вывод: </em>Определены задачи, которые необходимо решить методами преподавания истории<em>.</em> Сформулированы направления репродуктивного метода, основанного на рассказе преподавателя и усвоении студентами готовых знаний (информации), и продуктивных методов, основанных на самостоятельной исследовательской деятельности студентов.</p> A.K.Zholdas, B.T. Ortayev, М.S. Issayev Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2192 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (на примере РК и РФ) https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2248 <p>На современном этапе развития образования увеличиваются требования по формированию творческой, инициативной личности, обладающей научным мировоззрением, функциональными навыками. Безусловно формирование интеллектуальной, творческой личности, способной обучаться в течении всей жизни начинается с школьной ступени образования. Поэтому образовательный процесс в средней школе должен иметь исследовательскую направленность для развития интеллектуальной личности, способной находить решения в трудных жизненных ситуациях и выработке умений научного и практического применение полученных знаний. Данная проблема многоаспектная и имеет множество критериев проведения сравнительного исследования. Постановка научной проблемы имеет ключевой значение. Цель данной статьи – проведение сравнительного анализа по формированию исследовательских навыков в средней школе на основе сопоставления нормативно-правовой базы среднего образования.</p> <p>Важным является констатация, что исследовательские навыки – это диагностирующий результат образования, который является основой дальнейшего обучения личности, дают возможность профессионально решать любые задачи и действовать самостоятельно в жизни. Проведен анализ идей, целей, нормативно-правовых документов в Казахстане и Российской Федерации, определены механизмы развития учащихся в процессе познания. Данный анализ способствует совершенствованию формы развития исследовательских навыков современного поколения казахстанцев.</p> Г.Т. Жакупова, К.М. Рустем, А.Е. Саржанов Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2248 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2031 <p>В статье рассматриваются социально-политические изменения, произошедшие в первой четверти ХХ века в Южном Казахстане, и их влияние на судьбу казахских женщин. Советская власть, стремясь изменить их политико-правовой статус, принимала различные законы и инструкции, проводила собрания, конференции, съезды, а также индивидуальные беседы. Однако большинство этих мероприятий носило формальный характер и переросло в кампанию репрессий. Население региона особенно сильно пострадало от голода и политических преследований. Коллективизация, колониальная саясат и хозяйственный кризис создали дополнительные трудности для женщин. Несмотря на лозунги о «равноправии», советская политика нанесла удар по традиционным семейным устоям и национальным ценностям. Многие женщины, объявленные «жёнами врагов народа», оказались в лагерях. Женщины Южного Казахстана сумели сохранить духовно-культурные ценности и продолжили семейное воспитание. Исследование их судеб позволяет глубже понять сложный характер социальных изменений советского периода, а также методы сопротивления. В статье также анализируются эффективные методы преподавания истории женщин, подвергшихся репрессиям в Южном Казахстане.</p> Moldir Issabek Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2031 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДА «ACTION RESEARCH» В ИЗУЧЕНИИ СОВСТВЕННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2081 <p>В статье рассматривается методика "Action Research" (исследование в действии) как эффективное средство самоанализа и профессионального развития педагогов. Возможности "Action Research" анализируются в контексте изучения собственного опыта, отличаются от его преимуществ перед традиционными методами отражения. В статье представлена структура и этапы" Action Research", а также описаны примеры применения метода в образовательной практике. В заключении делается вывод о высокой ценности "Action Research" для непрерывного профессионального роста педагогов. В контексте изучения и анализа учителем собственного опыта рассматривается эффективность метода "Action Research" (действительное исследование). "Action Research"-это циклический процесс, который позволяет учителям систематически изучать свой опыт, выявлять проблемы и разрабатывать стратегии для их решения. Этот подход фокусируется на том, как учителя способствуют профессиональному развитию, повышению качества образования и повышению мотивации учащихся. Приведены примеры успешного применения "Action Research" в различных образовательных учреждениях и области его применения в практической педагогике. В статье определяются эффективность и слабые места применения деятельностного исследовательского подхода в ходе урока, проводится исследование того, насколько реализовано достижение результатов примененных в ходе урока методов и стратегий оценки.</p> Г.М. Сүлейменова, Б.А. Жамелов, А.С. Қасымбеков Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2081 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2303 <p>В статье рассматривается методическая модель применения проектной технологии обучения при преподавании истории в школе. Проектное обучение – это современная технология, направленная на развитие у учащихся исследовательских, аналитических, творческих способностей и умения работать в команде. Автор описывает эффективные пути использования проектного метода на уроках истории, возможности повышения интереса учащихся к предмету и развития критического мышления. Через выполнение проектов школьники учатся работать с историческими источниками, оценивать события, аргументированно излагать свои мнения и работать над совместным проектом. В методической модели описаны основные этапы, такие как конструирование проектных заданий, определение критериев оценки и проектирование структуры урока. В статье приведены конкретные примеры и рекомендации, основанные на практике. Это исследование способствует повышению качества преподавания истории, активизации учебной деятельности, развитию творческого подхода и личной ответственности учащихся. Модель предлагается в качестве методического пособия для учителей общеобразовательных школ и будущих педагогов.</p> <p>В статье широко применялись научно-педагогический анализ литературы и метод анкетирования. На основе шкалы Лайкерта проведен опрос для выявления потребности, в результате которого доказано, что проектная деятельность способствует повышению познавательной активности и творческих способностей учащихся.</p> Нұрыллаұлы Ш. , Джуматаева Ж.О., Төлегенов А.К. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2303 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 «АРХИВЫ ЖИВОТНЫХ»: ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2158 <p>В статье рассматривается возникновение «истории животных» (animal history) как новой субдисциплины, возникшее в результате «поворота к животным» (animal turn) в гуманитарных науках. Методологическая основа статьи исходит из анализа западной англо-язычной литературы в области исторического исследования, как «история животных» (animal history), которая изучает прошлое через призму отношений человека и животных. Авторы анализируют методологические проблемы изучения животных как субъектов истории, рассматривая концепцию «архива животных» через критическое переосмысление источников. То есть в статье обсуждаются вопросы преодоления антропоцентризма, признанию животных как исторических субъектов и их «агентности» (agency) и решению проблем «голоса» животных в исторических источниках. Особое внимание уделяется междисциплинарному подходу к прочтению источников, включающему этологию, местные знания и нетекстовые источники. Это помогает показать на примерах из имперской и колониальной истории, как животные становятся не просто объектами, но и активными участниками исторических процессов. Демонстрируя, как животные служили экономическими ресурсами, символами власти и инструментами колонизации, статья предлагает интерпретационные возможности для казахстанской исторической науки и демонстрирует потенциал этого подхода для более глубокого понимания имперского прошлого и взаимоотношений человека и животных.</p> А.И. Дуйсебаева, Ж.Б. Кундакбаева Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2158 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ИЗУЧЕНИЕ СУДЬБЫ МУЛДА-ИШАНОВ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2106 <p>В данной статье рассматривается судьба мулл-ишанов советского периода, их роль и историческое место среди населения. Влияние советской политики на ислам в Казахстане было огромным и разрушительным, от исламских институтов до повседневной жизни мусульман. <em>Цель и задачи.</em> Наиболее важным является всестороннее изучение данной темы. Важное место в данной статье занимает в определенной степени раскрытие не до конца изученных вопросов, касающихся судьбы мулл в советское время, религиозной ситуации в советское время, виктимизации ишан-мулл. <em>Методы и материалы исследования</em>. В этой статье мы перейдем к анализу методов и стратегий, используемых советским правительством в борьбе с мусульманским духовенством под влиянием исламского фактора, сформированного из образования мусульманских духовенств, на население. <em>Результат</em>. В целом в Средней Азии, в том числе в Казахстане, основной причиной недостаточного изучения исламской темы при советской власти является недоступность исследователей архивным материалам органов государственной безопасности, оставленным в тайне. <em>Предложение</em>. На наш взгляд, на современном этапе изучения репрессий духовенства в советское время крайне необходимо восстановление субъективности жертв политических репрессий. Эти материалы ранее послужили основой для создания документальных изданий и сборников и будут полезны при проведении научных исследований в будущем.</p> М.А. Бесбаев, А.А. Максутова, Б.Е. Көмеков Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2106 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ВИДЫ МЕЦЕНАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В АКМОЛИНСКОЙ И СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ОБЛАСТЯХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА) https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2182 <p>В статье рассматривается меценатская деятельность в сфере образования и культуры во второй половине XIX – начале XX вв. на примере Акмолинской и Семипалатинской областей. В условиях недостаточной государственной поддержки именно инициативы местных меценатов сыграли решающую роль в развитии народного просвещения и культурной жизни. Цель статьи – выявить типы меценатской деятельности, определить их вклад в развитие общества, а также показать региональные особенности данного явления.</p> <p>Материалами исследования послужили документы Центрального государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК, Ф.44, Ф.64), материалы периодической печати («Тургайская газета», «Иртыш»), а также труды А.Глаголева, С.Новиковой, Т.Казовской, З.Махмутова и Т.Титовой. Методологическую основу составили историко-генетический, сравнительный и системно-структурный методы, позволившие выявить типологию меценатства и его социально-психологические аспекты.</p> <p>В результате исследования были определены четыре основных типа меценатской деятельности – стихийное, коллекционерское, попечительское и общественное. Научная новизна работы заключается в том, что на основе архивных источников впервые системно охарактеризованы особенности меценатской деятельности в Акмолинской и Семипалатинской областях. В статье подчеркивается историческая роль меценатства в развитии культуры, а также предлагается рассматривать опыт прошлого как актуальный ориентир для поддержки благотворительных инициатив в современном обществе.</p> Берікболова А.Ж. Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2182 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШЫМКЕНТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2198 <p>В статье проведен анализ сложных и противоречивых условий подготовки педагогических кадров, становления и развития национальных школ в Советском Казахстане в 20-30-е годы ХХ века. Также предметно изучена история становления и особенности развития, процесс обучения и развития Шымкентского педтехникума, внесшего свой вклад в развитие советской системы образования в городе Шымкент, в вопросе подготовки национальных педагогических кадров.</p> <p>Общими трудностями в организации и проведении учебно-методической работы национальных школ явились плохое и малообеспеченность учебно-методического комплекса и недостаточная учебно-материальная база, и нехватка национальных педагогических кадров в обучении учащихся на родном языке.&nbsp;</p> <p>В статье авторы указывают на плюсы и минусы советского образования в открытии и становлении национальных учебных заведений Туркестанской АССР в годы после установления советской власти в Казахстане.</p> <p>Исследователи, опираясь на материалы Государственного архива Туркестанской области, проводят анализ развития учебно-просветительской деятельности в Шымкенте, ее системы образования и опыта обучения, уделяют особое внимание судьбе выдающихся личностей нации, таких как Жусупбек Аймауытов, Сеилбек Усенов, которые работали в педтехникуме, их педагогическим суждениям, плодотворным трудам, которые как правило, хранятся в архивных фондах образовательных учреждений региона того периода.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В качестве важных источников используются также архивные документы о руководителях, педагогах этих учебных заведений из материалов газеты «Ақ жол» – авторитетного периодического издания того же периода в контексте педтехникума города Шымкент, труды национальной интеллигенции по проблемам национальных школ и их решению в 1920-1930-е годы.</p> Қ.М. Шекербеков Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2198 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКАЛИ ЖАНИБЕКА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ВЫВОДЫ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2132 <p>В статье дается оценка общественно-политической деятельности Узбекали Жанибека на основе новых методов и приемов. Узбекали Жанибек-деятель, сыгравший важную роль в общественной и культурной жизни Казахстана во второй половине ХХ века. Он проделал значительную работу по возрождению национальной культуры, повышению статуса казахского языка и формированию исторического сознания. При оценке деятельности У.Жанибека наряду с традиционным историческим анализом были использованы новые методы и приемы, в том числе методы исторической компаративистики, документального исследования, личностного исследования и реальной историографии. Кроме того, его место и влияние в обществе рассматриваются с современных точек зрения. В статье будет определено историческое значение культурного наследия и политической деятельности У.Жанибека, проанализировано его влияние на современное казахстанское общество. Кроме того, в ходе исследования дается объективная оценка общественно-политической деятельности Жанибека на основе архивных документов, научных трудов и воспоминаний современников. В статье раскрывается многогранность личности У.Жанибека с применением новых методологических подходов, раскрывается его вклад в развитие государства и общества. Результаты исследования позволят пересмотреть наследие У.Жанибека, оценить его деятельность с новой точки зрения и глубже понять роль Казахстана в политической истории.</p> <p>Всесторонне проанализирована значимость общественно-политической деятельности Узбекали Жанибека для современного Казахстана. Его труды по формированию национального сознания, модернизации исторического наследия и развитию культуры неразрывно связаны с проблемами современной национальной идентичности. Кроме того, в ходе исследования были проанализированы исторические обстоятельства, способствовавшие политическим решениям У.Жанибека, ход и результаты реализации его инициатив. Такой подход позволяет глубже понять его личностные особенности и роль в государственной службе.Таким образом, в статье раскрывается многогранность личности Узбекали Жанибека и выдвигаются новые выводы, основанные на переоценке его места и наследия в истории Казахстана.</p> Қ.С. Каримов Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2132 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600 КАЗАХСТАН И ТЮРКСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2184 <p>В статье рассматриваются историческое становление, институциональные основы и современные перспективы интеграционных процессов в области образования и науки в рамках сотрудничества между Казахстаном и Организацией тюркских государств (ОТГ). Авторы, опираясь на общие культурно-исторические основания тюркских народов, системно анализируют новые направления в сфере образования и научной кооперации в XXI веке. В статье хронологически и содержательно исследуются важнейшие события и инициативы периода с 1992 по 2023 годы, с научной оценкой роли таких структур, как Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, а также стратегический документ «Тюркский мир – 2040». Кроме того, объектом исследования стали цифровые образовательные платформы и новые формы научного сотрудничества.</p> <p>Результаты исследования выявили ведущую роль Казахстана как страны-инициатора в процессе интеграции, а также обозначили будущие возможности по формированию общего научно-образовательного пространства на основе конкретных примеров. Статья предлагается как научно-аналитическая база для укрепления интеллектуального сотрудничества между тюркскими государствами. В ходе исследования были применены историко-хронологический, сравнительный, системный и контент-анализ. Эти подходы позволили комплексно раскрыть эволюцию интеграции и определить современные тенденции развития. В заключении подчеркивается интеллектуальное лидерство Казахстана в интеграционных процессах и последовательно показываются перспективы формирования общего научно-образовательного пространства.</p> Сага Оспанова Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2184 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0600