https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/feedВестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки2024-09-30T21:33:32+06:00Open Journal Systems<p>Журнал является научным изданием, предназначенным для публикации основных результатов всех уровней проблем и отраслей современной исторической науки РК, зарубежных исследователей в соответствии с современными требованиями.</p> <p>Учредитель и издатель журнала - Казахский национальный педагогический университет им. Абая.</p> <p>Журнал выходит 4 раза в год. </p> <p><strong>Контакты<br /></strong>По всем вопросам обращайтесь:</p> <p><strong>Кенжебаев Габит Капезұлы</strong> – д.и.н., главный редактор;<br />Тел: +77019627575, <br />Электронная почта: <a href="https://e.mail.ru/compose?To=kgabit62@mail.ru">kgabit62@mail.ru</a>;</p> <p><strong>Оспанова Рысгуль Рамазановна</strong> – к.и.н., доцент, ответственный секретарь, Тел: +7 7013056672, <br />Электронная почта: <a href="https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/management/settings/context/mailto:ablai_angel@mail.ru">ablai_angel@mail.ru</a></p>https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1441 ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ: РОЛЬ СЕСТЁР ГОСПИТАЛЬЕРОК В КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ2024-09-26T15:12:13+06:00Майя Байдаулетоваmaiya_79@mail.ru<p>Данная статья посвящена рассмотрению и анализу гендерного вопроса Духовно-рыцарских Орденов и Крестовых походов.</p> <p>Целью данной статьи является рассмотрение такого сложного исторического явления как участие женщин в духовно-рыцарских ордена и крестовых походах, что позволяет нам более объективно рассмотреть данный феномен, дав новую точку зрение на происходившие тогда события, показывая также как разные уставы (августинский или бенедиктинский) влияли на отношения к женщинам в разных Орденах - от полного их неприятия до достаточно значимых ролей в иерархии Ордена. Также затрагивается роль сестёр мирянок, которые зачастую были богаты и влиятельны.</p> <p>Актуальность проблематики данной статьи выражена в том, что представлен современный взгляд казахстанских исследователей на гендерный вопрос крестовых походов, в частности роли сестёр госпитальерок на основе анализа латинских исторических источников и современных трудов западных ученых. </p> <p>На современном этапе изучения деятельности духовно-рыцарских орденов в условиях Крестовых походов появляются работы по исследованию роли женщин в Орденах, поскольку гендерный вопрос, ранее практически не затрагивающийся, на сегодняшний день, является одним из наиболее важных в исследовании данной проблематики.</p> <p>При работе над статьей были использованы различные научные методы и подходы не только исторической дисциплины как таковой, но и междисциплинарные методы.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1923ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА (АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ)2024-09-26T15:26:26+06:00Мукатаева З.К.zauremukataeva4@gmail.comБерікболова А.Ж.Berikbolova@mail.ruШуланбекова Г.К.gul.aidana@mail.ru<p>Дипломатическая история антифашистской коалиции в годы Второй мировой войны-одна из проблем, не потерявшая своей актуальности и по сей день. Особенно после того, как нацистская Германия развязала войну Советскому Союзу, другие государства, включая Великобританию и Соединенные Штаты, взяли на себя руководство созданием антифашистской коалиции. Соглашение между СССР и британскими властями, подписанное 12 июля 1941 года о совместных военных действиях в войне против Германии, стало первым шагом в формировании антигитлеровской коалиции. Важную роль в формировании антигитлеровской коалиции, установлении связей и сотрудничества сыграла Московская конференция трех держав – СССР, Великобритании и США, прошедшая осенью 1941 года. Несомненно, большое влияние на достижение таких договоренностей оказало дипломатическое искусство английской страны. Однако в ходе московских переговоров противоречия между СССР и Англией по ряду вопросов не были устранены, как и проект программы о взаимопомощи. Однако договор открыл широкие двери для установления дружеских, союзных отношений между СССР и Англией. Он сыграл важную роль в создании союза государств, борющихся против фашизма. Подписание англо-советского соглашения об объединенных действиях против Германии также предопределило успешное завершение англо-советского соглашения по экономическим вопросам. Утверждение англо-советского договора получило большое признание как в Советском Союзе, так и в Англии.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1917ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ СИТУАЦИИ В ТЫЛОВОЙ РАБОТЕ ЖЕНЩИН КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ2024-09-27T20:06:30+06:00Ахметова Д.М. astana20-19@mail.ruБайбахов Н.А.baibakhov@ayu.edu.kz<p>До того, как советское правительство было установлено в Казахстане, общественные и государственные обязанности выполнялись действиями мужчин. Политика советского правительства в области гендерного равенства не сразу открыла двери для участия женщин в общественных делах. Постепенно налаживались возможности обучения девочек в средних школах. Тенденция к вовлечению женщин в сферу просвещения усилила их социальную активность. Впоследствии бытовая роль женщин в кампаниях индустриализации и коллективизации претерпела изменения. Усилия женщин по вмешательству в социально-хозяйственную деятельность увеличились, и их бытовые роли начали смещаться на второй план. Это явление привело к изменению ряда бытовых отношений. Отправление на фронт граждан мужского пола в годы Второй мировой войны создало проблемы нехватки рабочих в тылу. В сфере образования также наблюдается острая нехватка кадров. Восполнение недостатков этого вопроса побудило советскую власть принимать срочные решения. Ответственность женщин в социально-бытовой и культурной сферах вызвала противоречия в их естественных законах творения. Большая часть задач по обеспечению фронта продовольствием, боеприпасами осуществлялась при непосредственном участии женщин. В ходе этих процессов вмешательство женщин в бытовые дела открыло путь к трудностям. Этот вопрос относится к числу тем, которые слабо рассматриваются в современной отечественной истории. В данной статье обсуждаются общие тенденции и аспекты сложных этапов подготовки педагогических кадров женщин Казахстана в годы Второй мировой войны. Кроме того, были высказаны идеи относительно изменения социально-общественной роли женщин.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1905ТРУДОУСТРОЙСТВОВАТЬ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ НОВАЯ ЭРА ОСВЕЩЕНИЯ2024-09-27T20:11:49+06:00Алмат Тасыбековalmat_tasybekov@mail.ru<p>То, что процесс глобализации вызывает изменения в социальных отношениях, является естественным явлением. Поскольку обязанностью каждого государства является поддержка слабых групп общества, это регулируется в юридических вопросах.</p> <p>В статье рассматриваются новые направления трудоустройства инвалидов на научной основе и возможности на производстве. Важно, чтобы организация трудоустройства людей с ограниченными возможностями была комплексной.</p> <p>Соответствие обязанностей работодателя при приеме на работу лиц с ограниченными возможностями нормам и требованиям договора приводится в документах.</p> <p>Научно-теоретические исследования и применение методов социальных исследований, особенности рассмотрения групп инвалидов с новыми характеристиками и направлениями находятся в требованиях нового периода.</p> <p>Определяя на основе теоретических основ место программы занятости людей с ограниченными возможностями в социально-экономической структуре, работы зарубежных ученых показывают пути реализации значимости человеческого фактора в особенностях общественных отношений с технологическими укладами, а также также включить правовые вопросы людей с ограниченными возможностями в разделение труда с законодательной точки зрения. Проблема человека в гражданском обществе, равенстве и свободном развитии с современными общечеловеческими ценностями, политической культурой, важностью заботы и доброты в обществе для развития личности проявляется в формировании общих отношений, то есть в окружающей среде.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1932ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ2024-09-27T20:18:16+06:00Рахимова Гәккуgakku_almatycity@mail.ru<p>Основной целью статьи является проведение правового анализа защиты прав детей. С учетом защиты детей от насилия в обществе широко рассматривается полноценная защита прав детей в образовательных учреждениях. Особая роль в защите прав детей принадлежит педагогам, так как они являются главным лицом в сфере образования и воспитания, в формировании национальных ценностей в обществе, культурном и духовном развитии будущего поколения. Поэтому для создания социально-экономической ситуации, защищающей права и законные интересы ребенка, необходимо рассматривать систему прав ребенка и систему образования в совокупности. Специалисты разных периодов в нашей стране не задавались вопросом, с какого возраста следует знакомить ребенка с правами человека, в развитых странах именно в культурном кодексе основным документом является Конвенция ООН о правах ребенка, и любой гражданин признает установленную высокую ответственность за жестокость не только по отношению к чужому ребенку, но и к своему собственному. В данной статье этим вопросам уделяется особое внимание.</p> <p>Важной составляющей формирования правового пространства школы является реализация прав и свобод всех участников образовательного процесса.</p> <p>Права и обязанности учащихся являются одной из определяющих характеристика демократического типа образовательной культуры. Комплексно рассматриваются недостатки, допускаемые при реализации таких простых норм, как обеспечение прав и законных интересов учащегося в образовательном учреждении, обеспечение охраны его жизни и здоровья, уважение личности ребенка, право на выражение своего мнения и доверия, осуществление дисциплины в отношении его достоинства.</p> <p>Основным методом исследования является анализ правовых норм и литературных источников по вопросам правового регулирования защиты прав ребенка.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1916ОСОБЕННОСТИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СЫРДАРЬИНСКОМ РАЙОНЕ ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА2024-09-27T20:26:13+06:00Тулеев М.Т.uderbayeva.78@mail.ruНуржанова А.М.a.nurzhanova@satbayev.universityЖетибаев К.М.kopzhasar.zhetibaev@ayu.edu.kz<p>В статье рассматривается ситуация с развитием сельского хозяйства в Сырдарьинском районе Туркестанской области во второй половине XIX - начале XX веков. Сырдарьинская область относилась к наиболее развитым регионам Центральной Азии, наряду с животноводством и сельским хозяйством. На территории региона совместно проживали скотоводы, земледельцы, ремесленники. Во второй половине 19 века Центральная Азия была завоевана Российской империей. В Центральноазиатском регионе российское правительство создало новое административное деление под названием Туркестанский край. В этот период вопрос развития форм хозяйствования в регионе и получения экономических выгод также был важен для администрации Российской империи. Это проявилось, в частности, в развитии такого неожиданного для поселенцев вида хозяйства, как выращивание хлопка. В начале ХХ века в Туркестанском крае были проведены комиссионные проверки царского правительства под руководством А.А. Кауфмана, Н. Гаврилова, К.К. Палена. Отчеты о работе этой комиссии определяют темпы развития сельского хозяйства в Сырдарьинской области. Сохранена информация по таким важным вопросам, как порядок использования орошаемых земель в регионе, земельные отношения между кочевым и оседлым населением. На территории Сырдарьинской области Туркестанского края во второй половине XIX-начале XX веков развивались такие важные виды хозяйства, как кочевое скотоводство, посев зерновых культур, хлопководство, садоводство.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1915СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПОЛИГОН: БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР2024-09-27T20:35:17+06:00Мақсат Жәнібекm.zhanibekov@gmail.comАкмарал Оспановаospanova_akmaral@mail.ruРаушан Мухамеджановаraushan150159@mail.ru<p>В данной статье собраны, систематизированы и тематически классифицированы работы мировых ученых, связанные с Семипалатинским испытательным полигоном. Основная цель исследования – провести комплексный библиографический обзор научной литературы, посвященной Семипалатинскому ядерному полигону. В качестве объекта исследования взяты научные труды и выводы мировых ученых. Каждая научная работа была подвергнута комплексному анализу с использованием исторических, географических, экологических, медицинских, социологических, экономических и правовых методов. Влияние Семипалатинского полигона изучалось в различных направлениях, а данные, полученные в Советском Союзе, были сопоставлены с современными результатами исследований. В результате были выявлены значительные расхождения между официальными заявлениями советской власти и реальной жизнью местного населения, проживавшего вблизи полигона, а также выводами мировых ученых. Анализ работ американских, японских, китайских и российских ученых позволил выявить не изученные ранее, но крайне важные проблемы и направления, связанные с Семипалатинским полигоном. Сейсмическое воздействие, радиоактивное загрязнение, влияние на организм человека, генетические мутации и экологические последствия ясно показывают, что эта тема является крайне актуальной и важной. В результате исследования было проведено сравнительное изучение выводов отечественных, советских и мировых ученых, что привело к необходимости пересмотра выводов о воздействии ядерного полигона на организм человека.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1921ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЕЙ К ДИАСПОРАЛЬНОМУ МОСТУ: МИГРАЦИЯ КАЗАХОВ ИЗ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА В ТУРЦИЮ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ2024-09-25T18:14:18+06:00Abdiyakap Karakaravahap@gmail.com<p>В этой статье рассматриваются миграционные процессы и результаты миграции казахских турок, переселившихся из Восточного Туркестана в Турцию в 1930-х годах. Политические репрессии и этнические конфликты в Восточном Туркестане стали причиной миграции казахов в 1930-х годах. Несправедливая политика, проводимая китайскими правителями, усилила сопротивление и миграционные движения, особенно под руководством таких лидеров, как Осман Батыр.</p> <p>Эмигрировавшие казахи достигли Турции в 1952 году после трудного путешествия через Тибет, Индию и Пакистан. В статье рассматриваются причины и этапы этой миграции, а также процесс расселения казахской общины в Турции. Также освещается роль казахской диаспоры в Турции в их усилиях по сохранению своей культурной самобытности и укреплению отношений между Турцией и Казахстаном.</p> <p>Миграция была не только физическим перемещением, но и частью борьбы казахских турок за сохранение своего языка, религии и культурных ценностей. Казахи, обосновавшиеся в Турции, внесли значительный вклад в развитие отношений между Турцией и Казахстаном после образования независимого Казахстана. Эта диаспора сыграла роль моста между Турцией и Казахстаном и способствовала укреплению культурных и политических связей между двумя странами.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1868ИЗ ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО БОГАТСТВА ПОЛУОСТРОВА МАНГЫШЛАК2024-09-25T18:31:17+06:00Бердыгужин Л.Б.berdyguzhin@mail.ruЖумагулов Б.С.jumagulov-bolat@mail.ruСарсенов А.С.a.sarsenov@asu.edu.kz<p>В 1950 году объем добычи нефти в СССР вырос на 22% по сравнению с 1940 годом. Доля восточных районов, в т.ч казахстанских нефтяников составляла 40%. Если накануне войны нефтяную промышленность Казахстана представляли только Эмбамунай и Актобемунай, то в послевоенные годы в нефтяной промышленности республики произошли значительные структурные изменения. В конце 50-х начале 60-х годов ХХ века открытие нефтегазовых месторождений Кенкияк, Прорва, Косозен (между Уралом и Волгой), обнаружение в полуострове Мангышлак богатых залежей нефти и газа привили к становлению целого комплекса нефтегазовой промышленности Казахстана и подняли уровень наших нефтяников в целом по CCP.</p> <p>По данной статье рассматривается открытие и развитие новых нефтегазовых месторождений в Мангистауском регионе. Со временем почти 125 лет открытие и добычи на территории Казахстана нефтегазовых месторождений было опубликовано достаточно много исследований. Однако многие стороны данной проблемы, на наш взгляд, еще недостаточно изученный. При написании статьи нами были использованы архивные источники, также диссертационные работы и монографии, опубликованные в последние годы. Мангистауская нефтегазовая промышленность, являлась основой социально-экономического развитие полуострова в то же время занимает особое место в экономическом развитии наши независимой страны. В освещении материала мы старались применить новые инновационные подходы, на основе изучения конкретных источников рассматриваются также проблемы моногородов, демографическое развитие и экологическая ситуация.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1783ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ПОСРЕДСТВОМ КИНЕМАТОГРАФА2024-09-25T18:51:14+06:00Малик Мукановalik8385@mail.ru<p>На сегодняшний день казахский кинематограф играет ключевую роль в духовном развитии и модернизации страны. Особое внимание уделяется истории, этнографии, традициям и обычаям казахского народа. В статье проведен анализ особенностей национального строительства в Республике Казахстан посредством кинематографа. В рассмотрено несколько кинематографических работающих структурных моделей казахского кинематографа и выделены ключевые элементы национальной идентичности на примере определенных кинолент. Изучены национальные особенности казахского народа, представленные в отечественном кинематографе советской эпохи и периода независимости. Однако приходится признать, что процесс национального строительства через киноэкран до сих пор осуществляется не на должном уровне. В связи с этим, сделан вывод о необходимости комплексного и глубокого реформирования отечественного кинематографа. В качестве первоочередных задач видится обеспечение независимости казахстанской киноиндустрии путем установления прямой подотчетности Правительству Республики Казахстан либо полной юридической и финансовой автономии в рамках Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, а также создание специализированного киновуза для удовлетворения потребностей отрасли. Только прозрачная и продуманная государственная политика в сфере киноиндустрии может способствовать развитию отрасли и созданию фильмов, соответствующих национальным интересам.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1894РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕЛИННОГО РЕГИОНА2024-09-26T15:06:02+06:00Shukeyeva A.ainur_shukeeva@mail.ruUtegenov M.kairken82@gmail.comAdiyet К.kairken82@gmail.com<p>В 1951-1964 годах описана повседневная жизнь работников целинных земель кампании культурно-просветительных учреждений во время «освоения целинных и залежных земель». Состояние культурно-просветительских центров в бывших населенных пунктах целинных земель и новые методы культурного обслуживания населения на момент прибытия трудящихся, деятельность государственных и партийных органов по организации их досуга, состояние культурных центров в Казахстане, которые входили в состав Целинные и залежные земли в СССР, учитывались мнения властей по этому вопросу.</p> <p>Место и значение культурно-просветительных учреждений в повседневной жизни жителей Целинного края, охватывающего период 1951-1964 гг., анализируются на основе новых архивных данных. Особенно акцентирует, исключительно важным аспектом повседневной жизни жителей Целинного края является повседневность в труде, организация быта и досуга, широкомасштабное проведение культурно – просветительской работы и ее проблемы, особенности быта населения в советский период, рост «домов культуры» в хозяйствах с большой мощностью, на изучении формирования культурных очагов.</p> <p>В ходе исследования было отмечено, что происходили случаи, когда небольшие казахские села закрывались домами культуры под предлогом неэффективности содержания таких учреждений, вместо этого пропагандировались образцы русской культуры под предлогом развития интернациональной социалистической культуры без учета духовно-культурных ценностей автохтонного народа края, других национальностей и национальностей, прибывших на целину.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1888О ЗАХОРОНЕНИЯХ С ПОДБОЕМ НА МОГИЛЬНИКЕ МЫНТОБЕ2024-09-26T16:51:39+06:00Малдыбекова Л.lazzat.maldybekova@ayu.edu.kzАйтқали А. A747198603@gmail.com<p>В статье рассмотрены результаты исследования захоронений с подбоем на могильнике Мынтобе. Могильник Мынтобе расположен на высокой незатопляемой террасе в низовьях реки Келес. Археологические исследования на могильнике были начаты в 2017 году. В указаное время археологической экспедиции научно-исследовательского института археологии Международного казахско-турецкого университета имени Ахмеда Ясави провели раскопки на могильнике Мынтобе в нескольких местах, в результате получили сведения о планировке погребальных сооружений, похоронных традициях и материальной культуре. В кургане № 1 была обнаружена погребальная конструкция типа науса, а под насыпью кургана № 3 – Т-образная катакомба. В полевом сезоне 2022 года в курганах № 9 и № 10 была выявлена Т-образная катакомба, соединенная с перпендикулярно расположенным дромосом. В дромосе было обнаружено погребение с подбоем, что представляет собой ранее неизвестный тип погребения. Был проведен сравнительный анализ найденных предметов. В статье приводится краткое описание найденных артефактов из изученных курганов, результаты радиоуглеродного анализа зубов и абсолютные датировки двух курганов. В статье авторами также предлагаются научные выводы.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1887ОТНОСИТЕЛЬНОЕ И АБСОЛЮТНОЕ ДАТИРОВАНИЕ КУРГАНОВ В НЕКРОПОЛЕ МЫНТОБЕ2024-09-26T18:23:45+06:00Музаффер Гурсойmuzaffer.gursoy@ayu.edu.kzСиздиков Б. bagdaulet.sizdikov@ayu.edu.kz<p>Археологическая наука обращается к методу сравнительного анализа а также на равне к науке есстествознания в том случае, если при определении срока существования одного памятника не обнаружены предметы, устанавливающие четкую хронологию (год чеканки определенных монет, письменные материалы). Относительная периодизация - наиболее часто используемый археологами метод датировки. Согласно этому, обнаруженные в ходе археологических раскопок архитектурные особенности построек, узоры керамической облицовки, виды глиняных сосудов, форма могильников, положение скелетов, ориентировка головы и другие данные сравниваются для определения датировки с аналогами внутри региона или других регионов. А для определения абсолютной датировки памятника часто используют радиоуглеродный метод С14. Радиоуглеродные анализы проводятся в специальных лабораториях с использованием современных приборов. Для этого необходимо взять пробы органических веществ (дерева, угля, костей и т. д.), найденных при раскопках. Целью статьи было определить относительные и абсолютные датировки курганов №3, №6 и №7 на некрополе Мынтобе, расположенном в низовьях реки Келес. Для сравнительной датировки, археологические данные вышеуказанных курганов, были сопоставлены с их аналогами в регионе Узбекистана, на берегах рек Сырдарьи и Арысь. А для определения абсолютной датировки качестве были взяты зубные образцы скелетов и проанализированы в лаборатории Тубитак в Турции. Таким образом, была определена точная датировка вышеуказанных курганов.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1924ПОДДЕРЖАНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА: НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА2024-09-26T17:01:55+06:00Жұмаділ Б.Н. bolat.zh.n@mail.ruЖанысбаева А.П.akniet.zhanysbayeva@mail.ru<p>Понятие кибербезопасности – явление, напрямую связанное с национальной безопасностью государства. Интернет, социальные сети или любой другой источник информации используются для воздействия на определенные социальные группы. Если информационный контроль или влияние исходит от иностранного государства, это считается частью стратегии мягкой силы. Однако полноценное использование цифровых технологий стало неотъемлемой частью современного общества. А информационные технологии используются практически во всех сферах государственного управления: экономике, образовании, здравоохранении, политике, управлении и т. д. Массовый переход мира на такую систему цифровизации становится актуальным вопросом для каждого государства по защите своих данных от кибератак на национальном уровне. Передовые страны мира уже начали комплексную стратегическую работу по борьбе с кибератаками, создающими угрозу использованию информации и данных государством. Однако количество кибератак не уменьшается в соответствии с ежедневным развитием. Наоборот, пренебрежение безопасностью вышло на новый уровень и усложнилось. На данный момент усилия Казахстана по защите своего народа и государственного аппарата от нападений еще не достигли должного уровня. В этой статье будут проанализированы проблемы, которые вызывают и предотвращают это, и предложены решения.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1897РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЗАХСТАНЕ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ2024-09-26T15:31:37+06:00Хамзина Ж.А.292803@mail.ruКалкаева Н.Б.nesibeli77@mail.ruТұрлыханқызы Қ.kuralay_turlykhan@mail.ru<p>Исследование представляет собой анализ эволюции государственной религиозной политики в Казахстане, с особым акцентом на интегрированный подход, который сочетает стратегические ориентиры и практические меры, направленные на содействие религиозной гармонии и укрепление национальной безопасности. Проведена детальная оценка правовых, административных и практических аспектов взаимодействия государства и религиозных институтов, что подчеркивает критическую важность сохранения светской модели управления, способствующей обеспечению свободы совести, религиозной терпимости и предотвращению межрелигиозных конфликтов. Комплексный обзор существующей литературы в сочетании с эмпирическими данными, собранными из различных государственных и неправительственных источников, а также сравнительный анализ практик других светских государств, позволили выявить значительную общественную поддержку текущего курса религиозной политики. Однако исследование также вскрывает ключевые вызовы, стоящие перед Казахстаном, такие как растущая угроза религиозного экстремизма, демографическое давление и необходимость обновления правовой базы. Основные выводы работы акцентируют внимание на необходимости разработки целостной концепции государственной политики в религиозной сфере, включающей правовые, методологические и организационные меры, которые позволят эффективно управлять религиозным разнообразием в стране. В заключении представлены стратегические рекомендации, ориентированные на дальнейшее совершенствование религиозной политики Казахстана, что будет способствовать укреплению социально-политической стабильности и обеспечению сбалансированного, прогрессивного подхода к религиозным вопросам в условиях современных вызовов глобализации и региональных изменений.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1889ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ КАЗАХСТАН, КАК ОДНА ИЗ РЕАЛИЙ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛЯКОВ)2024-09-26T15:37:01+06:00Козгамбаева Г.Б. gulnar.kozgambaeva@mail.ruКошымова А. О.akosh.kno@gmail.ruДинашева Л. С.dinash_lyazzat@mail.ru<p>В последней четверти ХХ века началось изучение темы, которые не вошедших в научный оборот или рассмотренных как фрагментарно. К их числу относится и проблема, связанная с депортированными народами в Советской стране в 30–50 годы ХХ века, также повседневной жизньи депортированных народов, оказавшихся в этот, период перед угрозой полной гибели. Среди национальностей, перенесших тяжкий тяжесть судьбы, были и поляки. Хотя исследования поляков, депортированных в нашу республику, обширны, но деформации и социальной судьбы и их тяжелая положение в повседневной жизни полностью не исследован.</p> <p>В статье раскрыты вопросы расселения, хозяйственного и трудового устройства, социального обеспечения, производственной и общественной деятельности спецконтингента. Отмечается, что труд для депортированных поляков был фактором выживания и адаптации в местах спецпоселений.</p> <p> Главная цель статьи-рассмотреть повседневную жизнь поляков, депортированных в Казахстан, как одну из реалий сталинской эпохи. Был проведен анализ повседневной жизни и тяжелой жизни поляков, депортированных на территорию Казахстана, в адаптации на новом месте на основе воспоминаний польских граждан и их потомков, научных исследований и материалов на страницах прессы. Показаны пути их использования в качестве вынужденной рабочей силы в сельском хозяйстве и промышленности. Поляки составляли подавляющее большинство депортированных на территорию Казахстана, и их состояние было тяжелым. До возвращения на родину голод, различные эпидемии, тяжелый каторжный труд, отказ от принятия советского гражданства (1943г.) поляки были арестованы и как другие депортированные этносы пережили тяжелые дни.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1925ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЯ АКСУАТСКОГО РЕГИОНА2024-09-25T18:37:23+06:00Муратказин М.М.muratkazin@bkl.ruКариева Т.А.karieva77@mail.ru<p>Аксуатский район-административно-территориальная единица в составе Абайской области. Центр-село Аксуат. В большинстве источников история Аксуатского района восходит к 1935 году. Однако в статье прямо указано, что история этого региона глубоко укоренилась. Название района восходит к периоду, когда в 1868 году российский император Александр II подписал указ «Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями». В XVIII веке в местных легендах-рассказах встречаются и различные источники об использовании слова «Аксуат». Аксуатский район граничит на Западе с Аягозским и Жарминским районами, на севере с Кокпектинским районом, на юге с Урджарским, Маканчинским районами и территорией КНР, на востоке с Тарбагатайским районом ВКО. Так как территория расположения является исторически, политически, социально значимым районом, то изменения на каждом этапе, ход развития актуальны и сегодня. 23 мая 1997 года аксуатский район был упразднен, а его территория передана Тарбагатайскому району. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2022 года № 887 7 июня 2022 года Аксуатский район был выделен из состава Тарбагатайского района и преобразован в отдельный район.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1926ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА ЧЕРЕЗ ТРУДЫ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА2024-09-26T15:57:48+06:00Батырбаева Ш.Д.batyrbaeva@mail.ruАбдыкеримов М.О.maratagai1001@gmail.com<p>В статье приведен список очерков Чокана Валиханова, проводится их интерпретация и классифика-ция с точки зрения источниковедения. Анализируется содержание очерков, их тематика и методология. Особое внимание уделяется значению очерков для изучения истории и культуры Центральной Азии, а также их вкладу в этнографические и исторические исследования. В очерках Валиханов описывает важные аспекты жизни и быта народов Центральной Азии, их обычаи, традиции и верования. Эти работы являются ценным источником информации для современных исследователей, занимающихся изучением истории и этнографии Кыргызстана. В статье рассматриваются основные мотивы и темы, присут-ствующие в очерках, и делаются выводы о значимости этих работ для дальнейших исследований. Кроме того, автор утверждает, что в работе Шокана Уалиханова о поездке в Кыргызстан сохранены общие исторические ценности. В 1856-1857 гг. посетил Алатауских киргизов и обратил внимание на произведение киргизов “Манас”. На основании этого визита в исторический оборот были включены крупные труды: Записки о киргизах, Дневник Иссык-Кульской поездки. В целом современная историческая наука доказывает, что эти произведения с историографической и документальной точки зрения пополнили ряды исторических документов Среднеазиатских государств во второй половине XIX века.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1927ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКСПЕРТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2022-2023 ГГ.)2024-09-26T16:20:16+06:00Boranbaev S.Boranbaev@mail.ruJunusbayev S.serik_1971_10@mail.ruKapbarova G.goha1986-01@mail.ru<p>В статье на основе анализа данных собранных в ходе полевых исследований в Туркестанской области в 2022-2023 году выявляются возможности использования в педагогической практике экспертных мнений по поводу языковой ситуации и перспектив языковой политики в регионе. В качестве экспертов выступили сотрудники профильных департаментов локальных администраций, руководители и работники образовательных организаций, исследователи из университетов.</p> <p>Под педагогической практикой понимается разъяснение в ходе разных дисциплин и курсов студентам и учащимся основных тенденций текущей языковой ситуации и перспектив развития языковой политики в регионе. Такая разъяснительная деятельность представляется актуальной в контексте реализации Концепции развития языковой политики в РК в 2023-2029 годах, поскольку восприятие молодёжью инициатив языковой политики, в частности перехода казахского языка на латинскую графику во многом зависит от аргументов информационной компании, которые базируются на интерпретации мнений экспертов, погруженных в практическую деятельность.</p> <p>Экспертное мнение изучалось методом индивидуальных и групповых экспертных интервью с сотрудниками профильных департаментов администраций областного и районного уровня, работниками и руководителями учреждений образования в разных районах области, преподавателями и экспертами, работающими в университетах. Кроме того, при посещении локальных администраций и образовательных учреждений использовался метод включённого наблюдения, позволивший оценить уровень распространённости визуальной информации на разных языках внутри зданий, книг и методических пособий в библиотеках.</p> <p>Анализ мнений экспертов базируется па полевых материалах собранных в ходе экспертных интервью, групповых дискуссий и включённого наблюдения в разных районах Туркестанской области в 2022-2023 годах.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1928ЯЗЫК СОПРОТИВЛЕНИЯ: ТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ КАЗАХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ АКЫН-ЖЫРАУ XIX ВЕКА 2024-09-26T16:27:07+06:00Калиева Е.Т.kalieva.eleukhan@gmail.com<p>В статье анализируется язык сопротивления поэтических произведений жырау XIX века в контексте освободительной борьбы против имперского правления России. Стихотворение Сугира Мырзалыулы (XIX в.), родившееся в связи с введением в жизнь «Правила» 1969-1870 гг., начиная с «Болғанда хан кол, биің арқан» и в текстовый анализ попали произведения Шынияза Шонайулы (XIX в.) «Жаңа низам» и «Стрела из стали».</p> <p>Это представлено как яркий пример неэтнических русских литературных источников - постколониальной поэтики. На примере этих произведений автор исследует историческую действительность в рамках дискурса постколониального восприятия, анализирует семантическими субтекстами психологическое состояние, отношение населения к «нововведениям», внесенными царским правительством, показывая возможность читать эти стихи и поэмы в двух разных формах. Межтекстовое измерение позволяет связать авторов с темой «зар заман» — периодом скорби в казахской культуре, и утверждать, что постколониализм становится одним из методов, используемых авторами в постсоветском Казахстане.</p> <p>Цель раскрытия постколониальных аспектов национальной литературы посредством анализа литературных произведений и творчества, возникших в рамках борьбы с колониализмом. Используя постколониальный подход к творчеству поэтов, можно увидеть общую картину события и скрытые стороны этого события. Исследование ссылается на литературно-текстовый анализ языковых аспектов национальной идентичности казахов в период борьбы за свою независимость.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1875ЗАПИСИ НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ В ИНОСТРАННЫХ ФОНДАХ: ПО ИСТОРИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ2024-09-26T16:32:58+06:00Әділ Мархабаadil.marhaba.imam@mail.ruАман Рахметуллинaman150176@mail.ru<p>Никто не может отрицать, что духовные ценности народов мира, их богатое наследие, летописи прошлого и будущего – это письменные памятники древности. Многообразие и богатство культурного наследия являются основополагающим признаком цивилизованного общества, интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Национальный характер народа, мысли, литературы и искусства - сложные и трудноуловимые категории. История свидетельствует, что, человечество обращается за помощью к своим истокам - веками накопленной письменных памятниках древности. Общеизвестно, что национальные и общечеловеческие ценности проявляются там, где имеются духовные предпосылки, соответствующая культура, образование, интеллектуальный потенциал и интерес к их обогощению, через них - к самоутверждению нации в цивилизованном пространстве. В связи с этим необходимо с принципиально новой позиции рассмотреть основные моменты становления и развития традиционной культуры. Сегодняшняя глобальная конкуренция требует от всех народов мира уважать историю прошлого, духовную культуру, язык и традиции своего народа, прежде всего собирать наследие древних предков, сохранять письменные памятники и искать корни будущих исторических знаний. То есть знаменательные события и периоды, засвидетельствовавшие каждую новую эпоху, сохранились только на страницах памятников письменной литературы. Поэтому понимание важности письменных памятников, их историческое сохранение и увеличение размеров - одна из самых актуальных проблем сегодня.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1891НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ2024-09-26T16:37:38+06:00Көшенова Ғ.И. abylai_24_12_94@mail.ru<p>История казахского ханства стала предметом изучения англо-американских ученых еще в первой половине ХХ века, но начала активно изучаться с последней четверти того же века. С тех пор прошлое государства долгое время рассматривалось комплексно в рамках истории народов Центральной Азии, а в настоящее время издается ряд фундаментальных работ. Одной из сложных проблем изучения истории Казахского ханства в целом является дефицит местных источников по всем его периодам. Эта проблема также прослеживается в английской и американской историографии, в большей части которой используются у них персидские, шайбанские придворные источники. Одна из особенностей изучения истории Казахского ханства в зарубежной историографии направлена на понимание его роли в мировой истории. В связи с этим возникает цель исследования. В статье изучаются научные исследования представителей современной английской и американской исторической школы об истории Казахского ханства до первой четверти XVIII века, в соответствии с которыми предполагается рассмотреть поднятые в нем вопросы. Таким образом, научная информация о трудах современных английских и американских исследователей будет представлена в отечественный научный оборот. Рассматриваются особенности этих исследований и выявляются некоторые вопросы дискуссионных тем.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/990ГОСУДАРСТВО ЭФТАЛИТОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ЗАПАДНЫХ ИСТОЧНИКОВ2024-09-26T16:45:08+06:00Мukhazhanova Т.N.tolkynm3010@gmail.comZhumagulov К.Т. kalkaman.zhumagulov@kaznu.kzSadykova R.О. raikhan.sadykova@gmail.com<p>Статья посвящена анализу европейских письменных источников, которые доказывают политические и культурные аспекты Эфталитского государства - государства, существовавшего в раннем средневековье в современном Казахстане и Центральной Азии. Эфталит или «Белые гунны» - кочевое, военное государство, достигшее имперского уровня. В настоящее время созрела необходимость изучения вопросов гоеполитичес-кой ситуации в Центральной Азии в период преддверии ислама, культурного взаимообмена, политико-экономических отношений, проблем этнолингвистики на основе источников и исследований, а также в результате этого необходимо сформировать объективный подход. В отечественной науке фактически отсутствуют исследовательские работы посвященные изучению вопроса места и роли эфталитов в тюркском мире. Поэтому в работе авторами делаются выводы на основе средневековых европейских письменных источников, в том числе источников в фондах Ватикана. В средние века эфталиты, как военно-политически развивающееся государство в Центральной Азии смогли культурно развить свою экономику, дипломатические отношения. Они руководствовались принципами сохранения мира и согласия и участвовали в этно-конфессиональной жизни проживающих народов. В статье во главе угла ставится вопрос того что толерантность, конфессиональные взгляды уже в тот период стали одним из главных инструментов всестороннего развития государства. Развитие культурно-духовных связей, вопросы этнокультурного обмена между государством Эфталитов и народами Центральной Азии рассматриваются с точки зрения исторического подхода. Тема научной статьи определяет конкретный аспект вопроса, то есть политическую роль культурных и духовных связей между эфталитами и тюркскими племенами. В статье рассматриваются вопросы интеграции, ее историческая значимость и влияние на выход в политическую арену новых государств и объединений. К примеру, влияние эфталитов, сыгравших важную роль в становлении племенного объединения Авар доказывается на основе письменных источников. В научном исследовании применяются системные историко-сравнительные и сравнительно-типологические методы, использование которых позволило сделать наиболее полное представление об истории эфталитового государства. Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, единства национальных и общечеловеческих ценностей и диалектического подхода к изучению исторических процессов. В соответствии с этой точкой зрения, в данном исследовании история эфталитового государства рассматривается как значимая эпоха в истории народов Центральной Азии. Кроме того, сформулированы значимые выводы по вопросам культуры эфталитов и общих проблем для тюркских народов.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1779РОЛЬ АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН2024-09-27T18:26:26+06:00Базаркулова Б.К.Bazarkulovabk@gmail.comКенжебек Г.Т.gabdullin5682@gmail.com<p>В статье рассматривается роль аятоллы Хомейни в формировании внешнеполитческого курса Исламской Республики Иран. После победы исламской революции внешняя политика Ирана радикально изменилась. Ее формирование осуществлялось на основе религиозно-политического учения лидера исламской революции аятоллы Хомейни. Становление Хомейни как лидера оппозиции произошло в ходе борьбы против шахского режима. Во время правления Мохаммеда Реза-шаха Пехлеви Иран стал союзником США и влияние Вашингтона на страну возросло. Последствия политики шаха «белой революции» усилили социальные разногласия и формировали оппозицию против монархической власти. Внешнеполитическая программа Хомейни формировалась в годы борьбы с монархическим режимом.</p> <p>Формирование внешнеполитического направления исламского режима осуществляется на основе исламского фактора и идей свободы и независимости. Основываясь на политике «Ни Запад, ни Восток, только ислам», объявленной после победы Исламской революции, исламский режим движется к суверенитету и полной независимости. Принципы внешней политики, основанные на исламской религии и национальных интересах, были включены в конституцию Республики Иран. Несмотря на то, что система международных отношений претерпела изменения после «периода Хомейни», его учение не утратило своего значения во внешней политике современного Ирана.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1790ТРАГИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ 2024-09-27T18:35:26+06:00Гулшат Нурымбетоваgulshat_nurymbet@mail.ru<p>В статье автор рассматривает историю политических репрессий 30-50-х годов ХХ века в Казахстане на основе конкретных фактов и примеров. Чудовищное безразличие и произвол в то время унесли жизнь многих представителей казахской интеллигенции. Силовые структуры и судебные органы не смогли смотреть в глаза справедливости. Ибо совершенно нереально в течение недели, даже месяца разоблачить тысяч и «тысяч» «врагов народа», алашордынцев, иностранных агентов. Тоталитарный режим, провозгласивший союз рабочих и колхозных крестьян социальной основой страны Советов, самые суровые меры приняли именно в отношении рядового человека труда. Мы должны не только вычленить, но и осудить два вида тяжелого преступления: первое - уголовное преследование целой династии, второе – безжалостный разгром ячейки общества – семьи.</p> <p>Цель статьи – документально выразить трагедию как всего социума, и отдельных династий, конкретных людей, в т.ч. женщин и детей. Автор статьи, раскрывая трагические страницы династий Жургеновых, Кальменовых, Биримжановых, пришла к выводу, что политическая репрессия осуществлялась на плановой основе. Она вытекала из самой природы тоталитаризма, его преступной идеологии.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1681ИНФОРМИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ: СТАТЬИ ОБ ИШАН-МУЛЛАХ В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ2024-09-27T17:41:35+06:00Бесбаев М.А. madi.besbaev.79@mail.ruИсабек Б. К.barsha73@mail.ruСелма Иелmutlu_8484@mail.ru<p>В статье проводится анализ социального портрета религиозных деятелей, представленных в казахских периодических изданиях советской эпохи. Особое внимание уделено освещению этих деятелей в газете "Казах" и сравнению с уничижительным тоном, характерным для газеты "Ак жол". Акцент сделан на важности точного документирования судьбы ходжей, мулл, исламистов и паломников, ставших жертвами советских репрессий, а также на их роли в сопротивлении в условиях политических потрясений. Оценена также позиция газеты "Ак жол" и национальной интеллигенции по данным вопросам. Поскольку Казахстан является светским и многоконфессиональным государством, ценящим мирное сосуществование и религиозную стабильность, понимание исторического контекста через прессу имеет важное значение для развития национальной науки и образования. В статье подчеркивается необходимость сохранения и распространения информации о данных исторических личностях для содействия более глубокому пониманию религиозной и культурной динамики. В заключение отмечается, что работа по восстановлению исторической справедливости и исследованию репрессий прошлого способствует укреплению идентичности и национальной памяти, что является ключевым для формирования осознанного и информированного общества, в том числе и молодёжи.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1852ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА «ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ» (ACTION RESEARCH) В ИССЛЕДОВАНИИ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ2024-09-26T18:34:25+06:00Сүлейменова Г.М.suleimenova_g@fmsh.nis.edu.kzБаглан Жамеловzhamelov.baglan@bk.ru<p><em>Аннотация</em></p> <p>Современный учитель должен задуматься над своими действиями и провести глубокий анализ качества образования учащихся. В работе со студентами необходимо понимать факторы, препятствующие регулярному планированию и проведению занятий, и продумывать способы избежать их в будущем, иначе профессиональное развитие затруднено. Оно включает взаимодействие преподавателей для решения задач работы в профессиональном сообществе, выбор общих стратегий, исследование их эффективности в работе со студентами и осуществляется через стратегию «исследования в действии».</p> <p> В исследовании действия учитель изучает ситуацию в классе и разрабатывает гипотезу о ней. Для того чтобы определить причину той или иной ситуации, необходимо комплексно отслеживать ситуацию. Такое наблюдение приводит к определенному выводу. Систематические исследования развивают рефлексию, направленную на изменение нашего опыта, на изменение выявленной ситуации. Исследование действия – это процесс, который предполагает осуществление последовательных, последовательных, плановых мероприятий с целью улучшения опыта преподавания и обучения, а также систематический контроль результатов, полученных в ходе исследования. Рефлексия в действии – это процесс тщательного обдумывания во время планирования и выполнения действий (например, преподавания и обучения), критического анализа и оценки результатов действий.</p> <p>Эффективное планирование урока, используемые образовательные ресурсы и методы с учетом возрастных особенностей учащихся, а также результат эффективного внедрения инструментов оценки, способных мотивировать учащихся, являются процессом, тесно связанным с ростом качества образования учащихся. Принимая во внимание конструктивную обратную связь коллег на последовательных уроках, преподаватель сам развивается профессионально, избегая пробелов, возникших на предыдущих уроках. Почти все эти процессы являются конечным результатом правильной и четкой реализации стратегии Action Research.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1856ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ОТКОЧЕВКИ И МИГРАЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА В 1920-1930 ГГ.2024-09-26T18:46:56+06:00Қабыл А.Ә. Algabek-kabyl@mail.ruХазретәліқызы Р. raygul.khazretalikyzy@ayu.edu.kzОразхан Н.О. orazalzenim@mail.ru<p>В знак протеста против репрессивных подходов социально-экономических и политических реформ, проведенных советскими властями в 1920-х и 30-х годах, значительная часть населения республики была вынуждена откочевать в соседние страны, что в конечном итоге переросло в массовый голод. Изучение и превращение данного исторического явления в историческое познание - одна из актуальных тем отечественной истории. Цель исследования - выявить историческое место и особенности феномена откочевок в истории репрессий и превратить его в научное познание. В соответствии с этим решается задача проведения педагогических изысканий по включению результатов исследования в учебную программу. Результаты: проведены анализы по архивным документам и памятным данным, выявлены причины и следствия явления принудительной откочевки, имевшей место на юге Казахстана. Уточнены направления переселения и зоны расселения. Создана архивная база данных, относящаяся к откочевке; были взяты интервью у потомков откочевников, собраны и проанализированы их воспоминания. Для превращения результатов исследования и сделанных выводов в историческое познание сформировано содержание дисциплины по выбору «История откочевки на юге Казахстана в 1920-1930-е годы». Разработана учебная программа. Заключение: Как показали результаты научных и педагогических исследований, доказан не стихийный, а организационный характер вынужденной откочевки, имевшей место в 20-30-е годы прошлого века , как противодействие советским реформам. Были выдвинуты выводы о том, что откочевку можно рассматривать как важный фактор, сохранивший генефон нации. </p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1861ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В ВОСПИТАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: НА ПРИМЕРЕ ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ2024-09-27T17:52:10+06:00Маханов Н.И. nur_zhan-02n@mail.ruНартбаев Ш.Ж. info@udn.edu.kzИсенгалиева Ж.М. info@auezov.edu.kz<p>Цель статьи - основной целью данной исследовательской работы является оценка просветительской деятельности музеев в духовном воспитании подрастающего поколения. Несомненно, одним из приоритетных районов концентрации музеев в стране является Туркестанская область. Одна из целей статьи посвящена научному определению роли музеев Туркестанской области в воспитании молодежи в историческом сознании. В настоящее время музеи являются не только местом хранения исторических артефактов и ценных памятников, но и центром духовного воспитания общества. Об этом свидетельствует опыт западных стран.</p> <p>Одной из задач исследовательской работы является раскрытие социокультурных аспектов связей музеев с общественными и государственными органами. Особенно важно проанализировать и оценить результаты взаимоотношений музеев с образовательными учреждениями. В этом контексте особое внимание уделялось оснащению музеев технологиями, способными заинтересовать молодежь.</p> <p>Актуальность исследовательской работы заключается в том, что будущее государства измеряется изучением уровня историко-культурного сознания молодежи. Известно, что в модели глобального развития школьники подвергаются различным морально-психологическим домогательствам через социальные сети. Его профилактика и борьба будут осуществляться на основе модернизации историко-культурного сознания. В этой связи, в данной исследовательской работе определены всесторонние подходы к актуальности музеев в пробуждении и продвижении общественного исторического сознания.</p> <p>В результате исследования мы можем взглянуть на сущность и последствия непосредственных отношений музеев с молодежью. В этом направлении были предприняты попытки обратиться к статистическим данным и обсудить показатели его роста.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические наукиhttps://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1798ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК2024-09-27T18:01:42+06:00Бейсенбаева Г.К. B-Gulnaz_80@mail.ruКасенова А. Д.asema_94@mail.ru<p>В статье рассматривается возможность раскрытия педагогического потенциала для активного изучения предмета истории через призму археологии на школьных уроках. Внедрение методов использования археологических материалов в современную школьную педагогику. В работе акцентируется внимание на новых направлениях в педагогике и археологии, и использование их в школьном процессе. Педагогическая археология может быть включена в междисциплинарные программы обучения, что способствует более глубокому пониманию истории, географии, культуры и других научных областей. Внедрение педагогической археологии в школьное образование Казахстана имеет важное значение для сохранения исторического наследия, развития образования и формирования культурного сознания учащихся.</p> <p>В статье делается упор на новые направления в археологии, а также их использование в школьном образовании. Основной ценностью данной статьи является наличие результатов анкетного опроса, проведенного среди учителей истории. Опрос предназначен для выявления степени удовлетворенности учителей используемой методикой при проведении уроков истории с использованием археологических материалов. Анкета направленна на выявление степени удовлетворенности учителей школ использованием археологических методов на уроках истории.</p>2024-09-30T00:00:00+06:00Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки