В статье рассматривается феномен отчуждения в казахской социальной мысли. Суть понятия «отчуждение» заключается в господствующем характере вещных общественных отношений, расширивших сферу эксплуатации человека человеком, в результате чего индивиды низводились до положения вещей и становились зависимыми от них. Авторы статьи рассматривают два вида отчуждения: политическое и моральное. Политическое отчуждение, представлено как произвол представителей власти по отношению к трудящимся, вследствие чего правящая верхушка, наделенная неограниченной властью, безжалостно эксплуатировала и обкрадывала своих подданных. Огромный социальный разрыв между феодальной верхушкой и народом, раскрытый в творчестве акынов-жырау эпохи «Зар-заман» – Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы и в мировоззрении С. Торайгырова, привел к осознанию иллюзии свободы простых людей, вынужденных неустанно трудиться для баев. Казахские мыслители С. Торайгырова, Ш. Кудайбердиев, М. Жумабаев и Ж. Аймауытов основные мотивы морального отчуждения видели в безнравственных феодальных обычаях и традициях казахской степи: калыме, амангерстве, сватовстве с колыбели, многожёнстве. Поэтому вопрос обретения казахской женщиной свободы воли и выбора в феодальном обществе рассматривался казахскими мыслителями как дело возрождения всей нации.
Язык
Русский
Ключевые слова
Как цитировать
[1]
Акбаева, Л. 2022. Феномен отчуждения в казахской социальной мысли. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки. 1, 72 (апр. 2022). DOI:https://doi.org/10.51889/2022-1.1728-5461.08.