Образование и назначение жузов – одна из самых актуальных проблем казахстанской историографии. Разноголосица мнений до сих пор сохранилась, несмотря на значительные изменения в методологических подходах в освещении истории казахского народа.
Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахского народа. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.
В казахстанской историографии жузами принято называть союзы племен, которые осознают себя частью единой казахской народности и населяют фиксированную традицией часть казахской территории.
В результате религиозно-духовных процессов в Алтын Орде, потом в Казахском Ханстве деление на три части государство и родов постепенно имел религиозно-духовный процесс. После реорганизации родо-племенных организации и жузов, генеалогические связи и система жузов играли важную роль в сфере властных и идеологических отношений. Казахские бии регулировали порядок организации и совместной деятельности казахов как единого этноса. Объяснялось это преимущественно потребительской направленностью экономики кочевников. Поэтому система генеалогического родства и жузов играла важную идеологическую и нормативно-регулятивную роль в жизни кочевого общества.