На современном этапе развития образования увеличиваются требования по формированию творческой, инициативной личности, обладающей научным мировоззрением, функциональными навыками. Безусловно формирование интеллектуальной, творческой личности, способной обучаться в течении всей жизни начинается с школьной ступени образования. Поэтому образовательный процесс в средней школе должен иметь исследовательскую направленность для развития интеллектуальной личности, способной находить решения в трудных жизненных ситуациях и выработке умений научного и практического применение полученных знаний. Данная проблема многоаспектная и имеет множество критериев проведения сравнительного исследования. Постановка научной проблемы имеет ключевой значение. Цель данной статьи – проведение сравнительного анализа по формированию исследовательских навыков в средней школе на основе сопоставления нормативно-правовой базы среднего образования.
Важным является констатация, что исследовательские навыки – это диагностирующий результат образования, который является основой дальнейшего обучения личности, дают возможность профессионально решать любые задачи и действовать самостоятельно в жизни. Проведен анализ идей, целей, нормативно-правовых документов в Казахстане и Российской Федерации, определены механизмы развития учащихся в процессе познания. Данный анализ способствует совершенствованию формы развития исследовательских навыков современного поколения казахстанцев.