Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
ВЕСТНИК КАЗНПУ ИМЕНИ АБАЯ, CЕРИЯ «ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКШИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ( 20-30 ГГ. ХХ ВЕКА)

Опубликован 04-2024
al-Farabi University
Аннотация

Поднимаемый авторами  вопрос является актуальной проблемой, что возводит ее в ранг объекта исследования. Во-первых, история  народного образования охватывает исторический промежуток между  Октябрьской революцией и началом войны 1941 года, т.е. процесс  развития данной сферы  рассматривался в контексте с политикой большевиков.  Во-вторых,  на основе  архивных документов и  исследовательских работ по данной теме  проанализированы в полном спектре такие вопросы, как ликвидация неграмотности, начальная, непольная средняя и средняя школа в крае.Авторами  были сделаны попытки  раскрытия    уровня материального положения определенных типов школ, а также существенного различия в системе  городского и сельского образования. В-третьих, авторы подвергли анализу  статистические данные  таких  показателей,  как количество людей, обученных грамоте, школ,  школьников и т.д. Прибегнув к помощи  цифровых данных с одной стороны, выявлены  динамика развития школ, с другой стороны,  переоценка достижения и «победы», таким образом,  умалчивание пробелы и негативные явления в этой области.  В-четвертых, были показаны,  возложенная  большевиками роль и определяющие функции,  учителям страны  в советском обществе. В-пятых, выявляя   многочисленные нерешенные задачи и  проблемы (нехватка специальных школьных помещений, необеспеченность необходимыми учебно-методическими пособиями, отсутствие национальных средних школ и т.д. ),  авторами отведено особое место казахской школе. В-шестых, рассмотрены приоритет русского языка  в учебном процессе и  последствия директивных постановлений  большевиков (изменение письменности казахов с арабского на латинский, затем с латинского на кириллицу)в сфере народного просвещения. Совокупность всех этих вопросов  рассмотрены авторами в рамках культурной революций, но несмотря на определенные достижения коммунистов,  однако в культуре, в  частности области  образования,  действовал «остаточный принцип».

pdf
Язык

Қазақша

Как цитировать

[1]
Тулентаева К.А. и Abikenova, G. 2024. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКШИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ( 20-30 ГГ. ХХ ВЕКА) . ВЕСТНИК КАЗНПУ ИМЕНИ АБАЯ, CЕРИЯ «ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ». 1, 80 (апр. 2024). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-6017.2024.80.1.007.